В ночь с 19 на 20 июня на улице Тамбасова сгорели дотла семь автобусов, еще 4 серьезно повреждены. Все они на правах аренды принадлежали ООО «СПбТК» - участнику конкурса Смольного на обслуживание городских маршрутов на 2011-2015 годы. Малый бизнес вновь заявляет о том, что ему не дают выйти на рынок. Теперь методами родом из 90-х.
Конкурентов с рынка не только выживают и выжимают, но и выжигают, - заявляют мелкие перевозчики. Такого мнения придерживаются и представители компании «Неофарт», владевшей семью автобусами, которые были сожжены в минувшие выходные. По данным ГУ МЧС по Петербургу, сигнал о возгорании на территории автопарка на Тамбасова, 5 поступил около 3 часов ночи в воскресенье, 20 июня. С огнем справились за час, однако выгорели семь машин: шесть марки «Киа» и один «Скания». Частично пострадал еще один «кореец», автобус марки «Ивеко» и два МАЗа.
По факту произошедшего следственным отделом Красносельского района города уже возбуждено уголовное дело по статье 167 УК РФ — умышленное повреждение или уничтожение имущества. Дело в том, что, по всей вероятности, имел место поджог. Известно, что двое неизвестных проникли на территорию стоянки автобусов. Причем, по данным источника «Фонтанки», незваные гости на территорию попали со стрельбой, благо, при таком развитии событий пострадала только техника.
Номинально автобусы принадлежат одному ООО (компании «Неофарт»), а пользуется ими по договору аренды фирма, не так давно появившаяся на рынке перевозок. 17 июня при вскрытии конвертов стало известно, что «СПбТК» фигурирует в числе претендентов на лоты конкурса по обслуживанию городских маршрутов.
Примечательно, что машины сгорели в весьма «жаркое» время для бизнеса автоперевозчиков. Во-первых, на минувшей неделе все крупнейшие игроки автотранспортного бизнеса северной столицы массово бойкотировали подачу заявок на участие в новом конкурсе на перевозки 2011-2015 годов. Во-вторых, на 696-ый маршрут до древни Сойкино в Ломоносовском районе автобусы малоизвестной частной компании вышли только 10 июня. Причем разрешения от городских властей они пока не имеют, однако в связи с тем, что автобус выезжает в область, есть право на перевозку пассажиров от властей соседнего региона.
Представитель потерпевшей стороны достаточно однозначно обозначил свою позицию в разговоре с «Фонтанкой»: это последствия нечистой конкуренции. Ущерб оценивается в 3-5 миллионов рублей, впрочем, точная сумма будет установлена страховой компанией. Вину же и причастность конкретных лиц определят правоохранительные органы.
Кому могли переехать дорогу представители малого бизнеса? Весьма лакомый участок от города до Ломоносова, по данным Dp.ru, обслуживают также ЗАО «ПТК» и ООО «Питеравто». Представители малого бизнеса, выехавшие на эту же трассу чуть больше недели назад, могли оказаться серьезной альтернативой уже работающим по праву (после победы на конкурсе с 2005 года) компаниям. В частности, на обывательском уровне: машины конкурентов были выпущены в 2003-2004 годах, снабжены системой кондиционирования. Крупные же перевозчики обновлять свой парк не спешат.
На минувшей неделе глава транспортного комитета Александр Кадыров объяснял нежелание крупных игроков рынка перевозок участвовать в конкурсе перевозок на 2011-2015 годы «открытым саботажем, публичной демонстрацией желания диктовать свои условия городской администрации»: крупные перевозчики не заинтересованы в закупке нового подвижного состава, улучшении производственно-технической базы, повышении качества и безопасности перевозок и хотят зарабатывать деньги, экономя на безопасности горожан. Фактически, пока новые компании, обслуживающие городские маршруты, не выбраны, их операторами являются прежние победители конкурса 2005 года. При том, что всего на торги было выставлено 138 лотов, 99 из них остались без претендентов, и у «большой тройки» есть все шансы продолжать единолично царствовать на дорогах.
Что же до компании ООО «СПбТК», то от 696-го маршрута ей пока временно придется отказаться, других машин на замену у их владельца нет.
СПРАВКА: Маршрутки в Петербурге горят достаточно часто, однако не во всех случаях говорят о случайной искре. Чаще можно услышать о «маршруточной войне». Так, 24 апреля этого года сгорели 9 ПАЗов, принадлежащих «нелегалу» ИП «Логинову», который несмотря на отсутствие договора с городом осуществлял перевозку пассажиров на Лиговском проспекте. Представители автотранспортного бизнеса тогда предположили, что инцидент не случаен и может быть происками конкурентов. В ноябре 2009 года неизвестный плеснул из канистры на автобус, принадлежащий ИП «Халдеев». Когда выяснилось, что это уже 14-ый случай поджога машины, снова заговорили о войне.
Ксения Потеева, «Фонтанка.ру»