Канал «Россия» начал показ сериала «Исаев», снятого режиссером «Ликвидации» Сергеем Урсуляком. Данное событие, как это ни банально, уже сейчас можно назвать премьерой года. 16-серийный телефильм расскажет нам о юности разведчика Всеволода Владимирова, известного миллионам телезрителей под именами Максима Максимовича Исаева и Макса Отто фон Штирлица.
По рецепту "Ликвидации"
«Исаев» - пример телевизионного продукта, просто-таки обреченного на успех. Причин здесь предостаточно. Прежде всего, это фигура режиссера Сергея Урсуляка, ассоциирующаяся у зрителей с «Ликвидацией» - самым успешным телесериалом за всю историю постсоветского ТВ. В 2007-ом за приключениями сыгранного Владимиром Машковым подполковника одесской милиции Давида Гоцмана следила едва ли не вся страна. Причем делала это почти с тем же трепетом, с которым тридцать пять лет назад советские граждане смотрели сагу о Штирлице. Что еще более удивительно - сериал приняли не только простые зрители, всеядные и непридирчивые, но и «эстеты», ранее чуравшиеся «ящика». «Ликвидация» собрала у экранов рекордную аудиторию (рейтинг первой серии составил 20%, а ее доля превысила 43%) и получила множество наград: премию «Ника», две статуэтки «ТЭФИ» и целых четыре «Золотых орла».
Рецепт успеха, найденный Урсуляком, оказался прост: сильный актерский состав, умелое обращение со стилем ретро плюс своеобразная «подушка безопасности» в виде намеренных отсылок к хитам советского телеэкрана и искусного эксплуатирования чувства ностальгии. Только ленивый не написал о сходстве «Ликвидации» с картиной «Место встречи изменить нельзя». И дело здесь не в банальном заимствовании сюжетных ходов и не в постмодернистском цитировании текста культового произведения, а скорее в сознательном и похвальном стремлении авторов возродить ту традицию, в которой работали создатели лучших советских телефильмов.
На связи со Штирлицем
В случае с «Исаевым» разговор о преемственности особенно актуален. Новый сериал (снятый по книгам Юлиана Семенова и выходящий под «вывеской» «Молодость Штирлица») позиционируется каналом «Россия» как приквел «Семнадцати мгновений весны» - фильма, имеющего для нескольких поколений людей почти сакральное значение. Правда, в мае с этой «священной коровой» отечественного ТВ поступили весьма бесцеремонно. Классическую сагу о Штирлице раскрасили (что не понравилось многим ортодоксам), существенно сократили (данное обстоятельство возмутило поклонников многосерийного фильма еще больше) и накануне Дня Победы показали по «России», фактически, в качестве грандиозного рекламного ролика нового творения Урсуляка. Сам режиссер спешит успокоить зрителей. «Мы не пытаемся вступить в диалог с Татьяной Лиозновой. Мы не пытаемся заменить собой в массовом сознании "Семнадцать мгновений весны". Мы делаем совершенно отдельное произведение, которое, в общем, кроме имени главного героя ничем с "Семнадцатью мгновениями" не связано», - рассказывает Урсуляк в интервью каналу «Россия».
Создатель «Ликвидации», конечно, лукавит. Неотделимость нового сериала от картины Лиозновой и всей той мифологии, которая сложилась вокруг нее, – это, если угодно, родовая травма «Исаева». И Урсуляк, буквально в каждом интервью просящий журналистов не сравнивать его работу с советским шедевром, на самом деле, как выяснилось, не прочь подчеркнуть связь новинки с «Семнадцатью мгновениями». В частности, в «Исаеве» звучит музыка Таривердиева (правда, не мелодии из фильма Лиозновой, а малоизвестные темы). Справедливости ради отметим, что знаменитый композитор еще при жизни сотрудничал с Сергеем Урсуляком и вместе с ним работал над лентами «Русский регтайм» и «Летние люди». Стильная черно-белая «картинка» нового сериала – это также очевидная дань той строгой эстетике, в которой сняты «Семнадцать мгновений весны». Впрочем, и здесь необходимы пояснения: отдельные эпизоды «Исаева» (те, в которых действие происходит за рубежом) будут цветными. Как объясняет сам режиссер, в подобном решении есть своя логика: мол, вожделенная заграница всегда казалась советским людям чем-то жизнерадостно ярким и цветастым. Наконец, по фильму щедрой рукой рассыпаны легко узнаваемые цитаты из «Семнадцати мгновений». Скажем, в одной из сцен молодой Исаев, погруженный в раздумья, складывает на столе из спичек фигурку ежика.
Советские аристократы
Новый сериал снят сразу по трем произведениям Юлиана Семенова: романам «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Пароль не нужен» (с них, собственно говоря, начинается цикл о Владимирове-Исаеве-Штирлице) и рассказу «Нежность». Действие происходит в 1920-е годы, когда молодой сотрудник иностранного отдела ВЧК Всеволод Владимиров (работающий под оперативным псевдонимом «Максим Максимович Исаев») получает задание расследовать дело о хищении драгоценностей из Гохрана. Будущему Штирлицу и его соратникам предстоит столкнуться с боевой белоэмигрантской группой под предводительством графа Воронцова, действующей на территории Эстонии. Во второй части сериала Владимиров-Исаев отправляется для сбора информации во Владивосток, где произошло антибольшевистское восстание.
Глядя на красавца Даниила Страхова, сыгравшего главную роль в сериале, понимаешь, что разоблачение Максиму Исаеву, внедрившемуся в белогвардейское движение на Дальнем Востоке, скорее всего, не грозит. Артистов с такой благородной внешностью в современном кинематографе действительно не так много. Однако дело не только в сугубо внешнем аристократизме. «Даниил Страхов – один из тех актеров, которые могут в кадре производить впечатление человека думающего», - уверен Урсуляк. Впрочем, мы не увидим продолжительных «типично штирлицовских» раздумий в исполнении Страхова, ведь в своих первых романах о знаменитом разведчике Юлиан Семенов, по большому счету, только начал обрисовывать те черты, из которых впоследствии сложится хрестоматийный образ аристократичного шпиона-интеллектуала. Перед Даниилом стояла не такая уж сложная творческая задача: максимально эффективно использовать свою фактуру, дабы показать нам юного, бесконечно красивого и решительного Исаева. А главное – заставить зрителя поверить в то, что именно этот молодой человек через двадцать лет превратится в Штирлица.
Со своей задачей артист, кажется, справился. По крайней мере, глядя на Исаева-Страхова, веришь в благородное происхождение молодого разведчика (Юлиан Семенов сделал своего персонажа сыном профессора Петербургского университета). Всего этого нельзя сказать о сыгранном Михаилом Пореченковым графе Воронцове. Как ни старается актер, выглядеть органично в роли белогвардейского офицера ему не удается. Более того: появление Пореченкова в подобном амплуа переводит весь сериал в стилистическую плоскость лубка, приравнивает новинку к державно-патриотической «клюкве» вроде «Адмирала».
Зато блистателен, например, Юрий Соломин, сыгравший отца Исаева. Сцену встречи пожилого профессора с сыном-разведчиком, решившим встать на сторону новой власти, можно смело назвать большой художественной удачей Урсуляка. Кстати, если учесть, что режиссер «Исаева» не только называл знаменитый многосерийный фильм «Адъютант его превосходительства» картиной, повлиявшей на его творческую манеру, но и процитировал приключенческую ленту Евгения Ташкова в самом начале первой серии, появление Соломина в новом проекте выглядит особенно примечательным.
Нельзя не отметить актерскую работу Сергея Маковецкого. Созданный им образ литератора Никандрова – едва ли не лучшая за последние годы экранная пародия на русского интеллигента, одолеваемого титаническими думами о судьбах родины, но при этом абсолютно беспомощного и неприспособленного к жизни. Маковецкий и Пореченков – не единственные актеры из «Ликвидации», принявшие участие в «Исаеве». В новом сериале зритель увидит и Ксению Раппопорт, и Александра Голубева, и Константина Лавроненко (он сыграет Василия Блюхера). Так что связь с успешным брендом «Ликвидация» оказалась для создателей саги о молодом Штирлице не менее важной, чем обращение к священным для нашего зрителя «Семнадцати мгновениям».
Скажем прямо: никаких сюрпризов премьера «Исаева» не принесла. Зритель получил предсказуемо безупречный продукт, в котором есть все, что должно быть в телевизионном проекте, претендующем на звание события сезона. Все и даже больше: в конце концов, не каждый новый российский телесериал может похвастаться тем, что к его пиару была причастна картина «Семнадцать мгновений весны».
Премьера «Исаева» состоялась 11 октября. Причем за один только воскресный вечер были показаны три серии проекта, а в понедельник зрители увидели еще две. Судя по таким истинно стахановским темпам, продюсерам канала «Россия» не терпится собрать урожай высоких рейтингов. Надо ли говорить, что они получат желаемое?
Сергей Ильченко-мл.
Фонтанка.ру