«Любимая балерина Барышникова и Путина» - так о Захаровой пишет западная пресса, вернулась на сцену Мариинского театра. 25 февраля прима Большого театра блистала в балете «Ромео и Джульетта». Это ее первая Джульетта, после того, как шесть лет назад Светлана покинула Питер и переехала в Москву, где стала не только лучшей балериной мира (по мнению критиков), но и в 28 лет -самой молодой народной артисткой России.
«Любимая балерина Барышникова и Путина» - так о Захаровой пишет западная пресса, вернулась на сцену Мариинского театра. 25 февраля прима-балерина Большого театра блистала в балете «Ромео и Джульетта». Это ее первая Джульетта, после того, как шесть лет назад Светлана покинула Питер и переехала в Москву, где стала не только лучшей балериной мира (по мнению критиков), но и самой молодой народной артисткой России (в 28 лет!), лауреатом Государственной премии, депутатом Государственной думы, членом Совета по искусству и культуре при президенте России. За кулисами Мариинки прима-балерина дала эксклюзивное интервью обозревателю «Фонтанки».
- Светлана, год назад, после Вашего гала-концерта в Михайловском театре, Вы сказали мне, что все Вас в репертуаре Большого театра устраивает, единственное, чего не хватает – спектакля «Ромео и Джульетта», который Вы «оставили» в Мариинке. Тогда Вы надеялись, что в Большом театре этот спектакль возобновят, и удастся вернутся к партии Джульетты… Почему же этого не случилось?
- Это случится только тогда, когда в Большом откроют старое здание после капитального ремонта (по планам, в 2011 году, но кризис может изменить планы. – прим. авт.). Потому что новая сцена маловата для таких спектаклей. Я недавно говорила с дирекцией, все хотят возобновить спектакль, но декорации, лестницы не помещаются на сцене. Поэтому я с радостью приняла приглашение Мариинского театра. Неделю назад приехала из Японии (в Токио, в Новом национальном театре, в феврале у нее было три спектакля «Раймонда». – прим. авт.), два дня отдохнула в Москве и поспешила на репетиции в Питер. У меня новый партнер Володя Шкляров, мне интересно поработать над любимым спектаклем, покопаться, пожить в нем...
- Если эта работа настолько серьезна для Вас, то наши зрители вправе рассчитывать не только на один спектакль, а на продолжение «Джульетты»… А то и на другие проекты Захаровой в Мариинском театре, в котором Вы «оставили» не больше не меньше - 29 различных ролей!..
- Неужели 29 (Светлана танцевала в Мариинке с 1996 года по 2003-й. – прим. авт.)?! Ну это если подсчитать все, даже совсем маленькие роли… Конечно, я хотела бы чаще танцевать на этой замечательной сцене. Надеюсь, что-нибудь еще придумаем. Но иногда надо и в Большом танцевать (улыбается), а я не смогу потянуть два таких великих театра нашей страны.
- Судя по Вашему гастрольному календарю, Вы и в Большом танцуете не так часто...
- Так складывается, что когда уезжаю на свои личные гастроли, в Большом идет мой репертуар, а когда я возвращаюсь, то уже - не мой. Зарубежные гастроли планируются на несколько лет вперед, а репертуар театра за полгода вперед… Поэтому и бывают несовпадения. Но 9 апреля в Большом театре пройдет мой долгожданный творческий вечер, где будет показана премьера балета «Захарова. Суперигра».
- «Захарова. Суперигра» - звучит интригующе… Расскажите о премьере!
- Это одноактный балет. Что-то совершенно новое: использована новая технология, новое оборудование, для меня написана музыка итальянским композитором, хореограф специально придумал тему, в балете шестеро мужчин-солистов. А во втором отделении будет гала-концерт, с хореографией XX-XXI века.
- Света, как Вы провели пять дней в Питере?
- Приехала с мамой, живем в нашей питерской квартире, неподалеку от театра. В первой половине дня репетирую – два часа, потом перерыв, и еще час репетиций. Все время нахожусь в напряжении, думаю: что-то не успела, не доделала, не доучила. Два дня назад ездила в Казанский собор, свечку поставила, помолилась. К великому сожалению, ушли из жизни сразу несколько близких мне людей, кого я уважала и любила, с кем было приятно видеться, несмотря на большую разницу в возрасте. Мои ровесницы-одноклассницы по Вагановскому училищу стали молодыми мамами - такие довольные, счастливые. Смотрю на них и понимаю, что мы стали взрослыми. Подруги уже с детишками, а мне до сих пор кажется, что я еще маленькая, все еще только постигаю. Конечно, у меня есть опыт, сила, статус, но внутри все время идет какой-то поиск, я в ожидании открытий.
- В прошлом году российские СМИ передали как важнейшую новость то, что Светлана Захарова стала этуаль (звездой!) театра Ла Скала... Это действительно такой важный титул?
- Впервые в истории театра (Ла Скала существует 260 лет. – прим. авт.) дали статус этуаль русской балерине. Я несколько лет работала с театром Ла Скала, они записали три DVD со мной, танцевала там много спектаклей, в основном, классические балеты. Как и в Большом театре, так и в Ла Скала, у меня есть контракт на определенное количество спектаклей. Конечно, это высокий статус. В новом сезоне в Ла Скала запланирована моя премьера – будет поставлен балет Ролана Пети на музыку группы «Пинк Флойд».
- Интересно, а в чем выражается статус этуаль? Есть какая-то грамота, диплом, «корочка»?
- Нет ничего такого, но этуаль Ла Скала – это признание, подтверждение заслуг. Я считаюсь прима-балериной Большого театра, я приглашенная звезда в Национальном театре Токио. Везде - своя (улыбается), так получается, что я уже не гастролер, приезжаю к себе, как домой. Кстати, когда тебя называют «прима-балерина Большого театра», то у тебя нет никакой грамоты, это просто признание заслуг.
- Вы в курсе, что Михаил Барышников называет Светлану Захарову своей любимой танцовщицей?
- Знаете, нет дыма без огня. Мне он такое не говорил, но я, конечно, читала, слышала о таких его отзывах.
- А Вы с Барышниковым знакомы?
- Да, знакома. Началось все с того, что в один из моих первых визитов во Францию Барышников круто повернул мою карьеру: попросил дирекцию Гранд-опера обратить внимание на меня! А его слово очень авторитетно. После этого мы еще долго не встречались. Появлялись интервью, где он тепло обо мне отзывался. Несколько лет назад, когда Большой театр был в Нью-Йорке на гастролях, Барышников пришел на мой спектакль. Я танцевала «Дон Кихот». После этого он пригласил меня и моего педагога Людмилу Семеняку (в прошлом – звезду балета Большого театра. – прим. авт.) на ужин, где мы очень мило, тепло общались. Он сделал несколько замечаний и пожеланий, потому что «Дон Кихот» был одним из самых ярких его спектаклей. Я очень внимательно слушала, стараясь запомнить все до мелочей. В основном, он говорил о литературе, о художниках, вспоминал свое прошлое. Очень интересно! Я счастлива, что познакомилась с ним. Невероятно харизматичная личность.
- С тех пор вы не виделись?
- Не так давно он прислал мне теплые вещи (смеется). Гетры и какие-то специальные вещи для репетиций. Я так понимаю, что он принимает участие в этом бизнесе. Все очень удобно, ношу с удовольствием.
- Светлана Юрьевна, многие удивляются: как при всех Ваших проектах успеваете выполнять работу депутата Госдумы?
- Когда я в Москве, то спешу в свой кабинет в Госдуме. У меня есть помощники, которые держат меня в курсе дел и в тот момент, когда я на гастролях. Работаю в комитете по культуре. Работы хватает, много проблем, писем, просьб. Занимаюсь проблемой развития сети Президентской библиотеки имени Ельцина, и вообще проблемами региональных библиотек, концертных залов, театров. Ставим вопросы выделения грантов провинциальным театрам, оркестрам, учебным заведениям, повышения зарплаты работникам культуры, восстановления сети детских домов творчества. Сейчас, например, я сосредоточена на проблеме восстановления отсрочки от армии представителям творческих профессий. По этому поводу встречаюсь с официальными лицами, звоню, пишу письма. Проблема острая, трудная, особенно сейчас, когда приближается весенний призыв.
- Одно из интервью с Вами было названо: «Хочу стать министром культуры!» У Вас действительно есть такое желание?
- Не сейчас, конечно, а в будущем. Такое желание невольно возникло, когда, поработав в Думе и в Совете при президенте, я сама убедилась, сколько нерешенных проблем в российской культуре. А нынешний кризис еще больше обострит ситуацию.
Михаил Садчиков, «Фонтанка. ру»