Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Шевчук напомнил душе о самом главном…

Шевчук напомнил душе о самом главном…

1 663
Михаил Садчиков-мл.

«Я музыкант, политикой не занимаюсь, но, ребята, мне просто тошно и страшно смотреть на то, что творится, на то, что люди убивают людей. Нет войне, друзья!» - с такими словами обратился накануне к публике Юрий Шевчук. И отыграл концерт, который показал, что все-таки настоящим искусством должна двигать большая идея - живая, актуальная, честная…

Летом «ДДТ» дали концерт в Таллине, и музыканты были отпущены в длительный отпуск. Но в августе грянули события на Кавказе, Шевчук не мог усидеть дома и отправился в Осетию. Ему предложили дать там концерт, но Юрий, верный своим принципам, сказал, что готов сыграть, но при условии, что концерты состоятся не только в Южной Осетии и Абхазии, но и в Грузии… Увы, не получилось. Но в итоге музыканты были вызваны из отпусков, и родилась идея программы «Не стреляй!» с двумя большими концертами – 24 сентября в Москве, а 26-го в Питере.

«ДДТ»! Юра!» - кричала 15-тысячная толпа, заполнившая СКК «Петербургский». Публика собралась молодая, в основном, студенты. Чистые, открытые лица, одеты неброско, нет модных брендов, зато попадаются люди в тельняшках. Большинство ребят призывного возраста. Девушек намного меньше, но тоже цельные, колоритные, с горящими глазами. Рядом со мной стояли шестеро парней в тельняшках (учатся вместе или служили в одном взводе?), они то и дело брались за руки, обнимались и раскачивались, подпевали с упоением: песни Шевчука - явно гимн их компании, и такому редкому мужскому братству можно только позавидовать. Встречались и необычные зрители: интеллигентная молодая семья с ребенком лет семи, или дядечка лет сорока в белой рубашке, с галстуком, в дорогом костюме, расстегнутом по случаю концерта, с сигаретой и пластиковым стаканом пива. Хотя что тут необычного – эти люди выросли на песнях Шевчука. И для большинства зрителей концерт «ДДТ» - не ностальгия, не развлечение, а самая настоящая потребность.

Шевчук для них – не артист, а старший друг. Концерт «ДДТ» - не шоу, а разговор по душам. Юрий начал его с акустики: «Нас сомнения грызут, я сомнениям этим не рад, эта мерзкая тяжесть в груди разбивает любовь, а пока мы сидим и страдаем, нас колотят уже чем попало в глаз, а не в бровь…» Спел «Я получил эту роль» и посмотрел в зал тяжелым взглядом. Стало понятно, что все очень серьезно, что это не просто концерт. Дальше включили кинохронику: кадры парада в честь Великой Октябрьской социалистической революции с ностальгическими интонациями диктора: «Мы называем свою страну дружной семьей. Дружба народов – наше великое достояние, и беречь ее нужно как зеницу ока», причем все говорилось всерьез, а не в стиле «Нашей Раши». Ну а потом на контрасте - черно-белая хроника «кавказской» войны. Дети на костылях, беженцы, мудрые кавказские старики с лицами, полными недоумения и растерянности. В этот момент многотысячный зал без всякой подсказки принялся скандировать: «Нет войне!». Кинохроника сменилась съемкой с бытовой камеры, с живым звуком, и истошным криком бойца с автоматом: «Не стреляй!».

Юрий Юлианович отложил гитару: «Здравствуйте, дорогие! В этом году тяжелая дата – уже двадцать лет на постсоветском пространстве идут войны, льется кровь, страдают женщины, старики и дети. Карабах, Фергана, Таджикистан, Чечня, Дагестан, Приднестровье, Грузия, Осетия… Ужасно, кошмарно, невероятно плохо! Я был в августе в Цхинвале и опять увидел тоску, кошмар, трагедию. Настоящую трагедию. Я музыкант, политикой не занимаюсь, но, ребята, мне просто тошно и страшно смотреть на то, что творится, на то, что люди убивают людей. Нет войне, друзья! Давайте минутой молчания почтим память всех погибших за эти двадцать лет».

Метроном отстучал минуту, и из зала мужской голос крикнул: «Спасибо, Юра!». Настал черед не речей, а музыки. В огромном СКК в этот вечер был очень хороший звук, все слова слышны, что на таком концерте очень важно. Два видеоэкрана по краям сцены постоянно держали крупный план Шевчука, а на огромном видеозаднике сцены крутили кадры хроники и видеоинсталляции. Юра пел серьезные песни, напирая на свое раскатистое «р-р-р», в номере «Новый хозяин» надел маску, а впервые улыбнулся минут через 20 после начала концерта. Я давно не слышал «ДДТ» в электричестве и был приятно поражен, как слаженно звучит бэнд, как здорово прибавили в классе молодые музыканты, пришедшие в группу несколько лет назад. Не так давно, на концерте «Аквариума» в ДК Ленсовета, сын спросил у меня: «А это рок?», и к нашему разговору подключились коллеги-журналисты. Помню, кто-то сказал, что нынче и БГ – не рок, и Шевчук тоже, что, мол, Юрий переключился на шансон, романсы и бардовские песни. Однако в программе «Не стреляй!» группа «ДДТ» звучала очень жестко и даже агрессивно – это был настоящий рок, и романсами здесь не пахло. Впрочем, лирики у Шевчука всегда хватало, и публика ее принимает здорово. Так, во время исполнения «Пропавшего без вести», стоячий партер, еще недавно зажигавший по 20 файеров разом, вдруг притих и превратился в партер сидячий – народ, как по команде, уселся на каменном полу, распевая слова многотысячным хором.

На афишах этого концерта красовалась крупная надпись «Не стреляй!», а название «ДДТ» - где-то в углу, мелко. Ни о каких специальных гостях не объявлялось, но они появились, и очень кстати. «Нино Катамадзе и группа «Insight», Грузия! - объявил Шевчук. - Они споют о любви, мире и Грузии. И это самое главное, потому что сказано: нет ни эллина, ни иудея, нет плохих национальностей, а просто есть некоторые козлы и ангелы. А мы с вами в Петербурге, городе, где все конфессии, все народы живут в мире уже 300 лет». Говорил Юра с такими доверительными интонациями, что слезы наворачивались после его речей. Джазовая прима Нино, кстати, не отсиживается в Грузии, как многие народные артисты. Так и продолжает активно выступать в Москве и других городах России, не останавливает свою гастрольную деятельность. Ее концерты – лучшее доказательство, что хоть Грузия нынче для россиян – недоступная заграница, но чувства добрые к грузинам в нас не убиты, а они тоже не предавали дружбу с русским народом. Нино пела так проникновенно, что невольно вспомнились времена, когда можно было запросто сесть в Пулково на самолет и за 30 рублей махнуть на выходные в осенний «Тбилисо» - к друзьям, зная, что примут они тепло, душевно, и даже мысли не возникало, что русские и грузины могут стрелять друг в друга… «Покажите ваши руки, откройте сердце!» - на этих словах Нино встала на колени, и Юра расцеловал ее. А потом они вместе спели новый Юрин блюз: «Сделать шаг для любви сложней, чем победить в войне. Мир назови, мир назови, придумай имя своей стране, если имя «ненависть» – дерись, разлагайся, вой, если имя «любовь» – господь, господь с тобой». К финальному аккорду и фразе «Господь с тобой…» мои соседи, шестеро парней в тельняшках, подпели: «И с нами!».

После такого дуэта сменилось настроение концерта, и, как нельзя кстати пришлась «старенькая песня» (по определению Шевчука) «Любовь» с блистательным соло на трубе. Это настроение удалось приумножить еще одним гостям Питера - осетинскому вокально-хореографическому ансамблю «Эрестон». Какие голоса, какие искрометные танцы! В советские времена мы часто видели подобные коллективы на концертных сценах и по ТВ, и, честно говоря, не восторгались, и вот только теперь можем оценить по достоинству.

Тем временем Шевчук дал слово еще одному необычному участнику программы, предварив его появление такими словами: «Кто скажет о мире, о жизни, о смерти глубже, сильнее, умнее и духовнее, чем священник! Слово - диакону Андрею Кураеву!». Если грузин с осетинами зал слушал в едином порыве, затаив дыхание, то выступление Кураева вызвало противоречивые оценки. Нашлись такие, что недовольно гудели, шумели, свистели. Но дело, скорей всего, было не в содержании трехминутной проповеди – она-то безупречна. Но шел третий час концерта, и зал просто устал. Столько эмоций обрушилось! Может быть, стоило дать диакону слово пораньше? Тем не менее, рядом со мной стояли молодые ребята, что не смеялись, не улюлюкали, а внимали словам священника: «Между землей и небом – война. Война без особых причин. Именно они, небо и земля, сошлись в войне на Кавказе. Не два народа стреляли друг в друга – дрались самоубийцы, потому что первая жертва любой войны – это ты сам. Нажимая курок, ты выдавливаешь из себя кусочек неба... В войне за землю соседа легко сделать сиротой свою душу. Но убийца – это не только тот, кто стреляет. У человека рука не поднимается убить человека, и поэтому намеченную жертву надо расчеловечить. Человека убить нельзя? Зато можно убить жида или москаля, кулака, беляка… Убийцы – это не только снайперы, но и те, кто аплодировал им. Среди убийц - те, кто в глубоком тылу, сидя у телевизора, требуют: не останавливайся, добей, мы слишком долго терпели, пора показать им всем! И поэтому, когда ты чувствуешь в своей душе, что там зашевелился гад, который требует: убей да добей, вспомни простую истину: никому нет конца! Здесь на земле все начинается, но ничего не кончается. И тот, кого ты лишь мгновенье видел через прорезь прицела, будет смотреть в твои глаза целую вечность в гостях у нашего общего Бога. Обрадует тебя такая вечность? Нет! Так не стреляй!»

Окончив проповедь, диакон Андрей неожиданно принялся объявлять выход киевской рок-группы «Братья Карамазовы». Правда, уже в другом ключе: «Я вам скажу, что «Братья Карамазовы» это - настоящие отморозки! Когда в июле этого года киевские власти попробовали запретить наш концерт, посвященный юбилею крещения Руси, то «Братья Карамазовы» вышли на Крещатик, напротив здания мэрии дали концерт, и триста тысяч киевлян с восторгом подпевали их главному хиту «Космос мертв».

Насчет «отморозков», диакон, конечно, «загнул», а группа действительно хорошая. Близкая по духу питерскому року, и как славно лидер «Братьев» вместе с Шевчуком спели в один микрофон: «Наша маленькая стая уходит в небо!» После чего Юрий Юлианович воскликнул: «Вот нам твердят, что украинцы нас не любят. В Украине же мне говорили: а вы, москали, нас не любите! На что я отвечал: ребята, в Интернете пишет сотня онанистов, а в стране у нас 150 миллионов нормальных людей. И кому верить, друзья?!».

Концерт еще долго менял темп и настроение, перевалив за трехчасовую отметку. Если вспомнить, что и западные рок-звезды, и тот же Андрей Макаревич, нынче играют сольники по полтора-два часа, то трехчасовой сет «ДДТ», конечно, не привычен. Но таков Шевчук, таков его Большой драматический и музыкальный театр «ДДТ». Ведь что такое «Не стреляй!», если не современная музыкально-драматическая трагедия. Да, Шевчук не лаконичен, но и Шекспир тоже не писал коротких трагедий! К тому же публике «ДДТ» общения с Юрой всегда не хватает, и даже «Осень», со столь актуально звучавшими нынче словами «Осень вновь напомнила душе о самом главном: что же будет с Родиной и с нами?», не остудила пыл зала, требовавшего: «ДДТ»! Юра!». И когда, казалось бы, уже все спето и сказано, Юрий нашел слова, проникающие в подкорку: «Ребята, я не хотел никакого пафоса на этом концерте. Главное – Родину любить правильно. Главное, ребята, не поддаваться на пропаганду, а думать своей башкой и слышать свое сердце. И тогда все будет нормально. И если вот эту молодежь, которая сейчас в зале, не убьют на локальных войнах, если она выживет, то, уверен, молодежь эта через десять лет построит замечательную, новую Россию. Ура молодым!» И после этого «дэдэтэшники», продолжая играть «Осень», выдали пятиминутное восхитительное соло на трубе и флейте…

Но даже тут точку не удалось поставить. Пришлось Шевчуку петь «Еду я на Родину, пусть кричат «уродина», а она мне нравится», а потом петь «Не стреляй!», причем голосил не только Юрий, но и весь зал. Я видел много концертов «ДДТ», проходных среди них не было, но этот получился просто гениальным - по насыщенности глубокими эмоциями, единству музыкантов и публики. Как тут не воскликнуть: все-таки настоящим искусством должна двигать большая идея - живая, актуальная, честная…

Михаил Садчиков,
Фонтанка.ру
Фоторепортаж М.Садчикова-младшего

1 из 18

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях