Саша и Дима Бородулины, отпущенные похитителями, находятся в клинике педиатрической академии и чувствуют себя нормально. Ректор Санкт-Петербургской педиатрической академии Владимир Леванович убежден, что физической состояние детей удовлетворительное, но социально-психологическое потребует адаптации, причем длительной - уже решен вопрос о наблюдении пострадавших детей у психологов до достижения совершеннолетия.
Меж тем сегодня Валентина Матвиенко на заседании правительства объявила: отдельную благодарность за спасенных детей надо сказать начальнику ГУВД Владиславу Пиотровскому. «Фонтанка» присоединяется к поздравлениям, хотя никто так и не смог нам внятно объяснить, какую роль сыграла милиция в истории с возвращением детей и чем отличились сотрудники главка, - в отличие, например, от специалистов горпрокуратуры.
Напомним, как развивались события на протяжении последнего месяца:
Когда шли переговоры с похитителями об условиях освобождения детей, которые вели представители бизнеса и директор АЖУРа Андрей Константинов, горпрокуратура и криминальная милиция приняли важное решение: при передаче денег никаких силовых действий не будет.
- В конце мая преступники вышли на Агентство журналистских расследований и предложили его директору Андрею Константинову заплатить 1 миллион долларов за находящихся у них детей. Через несколько дней они передали доказательства того, что дети живы.
- Андрей Константинов подтвердил возможность передачи 1 миллиона долларов, после того, как руководитель компании «Союз-Энерго» Андрей Лебедев согласился пожертвовать своими средствами;
- похитителям была предложена схема обмена: девочка – деньги – мальчик. Однако преступники перешли к угрозам и Константинов вывел на связь с похитителями Лебедева; преступники узнают, что банкир ранее работал в уголовном розыске и под этим предлогом отказываются от связи с ним;
- параллельно преступники обзванивают крупные коммерческие структуры: «ПТК», «Лукойл»; они дозваниваются до фактического хозяина «Петербургской топливной компании» Владимира Барсукова, от которого также требуют 1 миллион долларов за жизнь детей;
- Барсуков по согласованию с другими участниками переговоров настаивает на схеме: девочка-миллион-мальчик;
- преступники передают девочку;
- похитители требуют от Барсукова, чтобы именно он передал им деньги; Барсуков предлагает другие схемы;
- преступники прерывают связь. И, наконец, отдают мальчика.
Как рассказал Владимир Барсуков «Фонтанке», похитители искали его по телефонному номеру, замкнутому на коммутатор, и информация о том, что они звонили, дошла до него только через сутки. Во время общения с ними у Барсукова сложилось твердое впечатление, что среди их группы есть люди «из органов».
- Они очень четко продумали, наверное, сначала место, где подбросили девочку, а затем и схему, которую озвучили мне, как найти Сашу.
Барсуков был первым, кого увидела Саша, оказавшаяся на свободе.
Вчера горпрокуратура заявила, что работа по делу продлится в рамках существующей судебной практики. Расследование уголовного дела, возбужденного по факту похищения детей – по пунктам "а", "д" части 2 статьи 126 УК РФ (похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору в отношении заведомо несовершеннолетнего) – продолжается. Но к статье 126 есть примечание: «освобождение от уголовного преследования в связи с добровольным отказом от доведения преступления до конца…». Это значит, что похитители Саши и Димы Бородулиных, еще и не пойманные, не могут быть осуждены только за похищение. В примечании есть важный нюанс – «…если при этом не было совершено других противоправных действий».
Эту ситуацию «Фонтанке» прокомментировал профессор кафедры уголовного права петербургского госуниверситета Владимир Полудняков:
- В нашем законе действительно содержится парадокс: состав преступления есть, а от ответственности преступники освобождаются. Но обязательно надо иметь в виду, отступление про иной состав. Так, дети достаточно долго пробыли в изоляции, и это могло нанести им психическую травму. Если экспертиза это подтвердит, то налицо нанесение вреда здоровью. «Иное преступление» может быть совершено и в отношении родственников похищенных. Так, при захвате пострадал отец, и это тоже нанесение вреда здоровью. В последнее время ученые спорят о том, чтобы внести в эту статью ограничение срока удержания похищенных. Полтора месяца – это очень долгий срок. И в то же самое время отсутствие срока стимулирует похитителей сохранить жизнь жертв».
А это значит: даже в случае поимки похитителей, если следователям не удастся доказать, что отца Саши и Димы ударили по голове именно задержанные, по статье за похищение они не будут нести уголовной ответственности. Они будут жить среди нас.
Фонтанка.ру
Фрагменты видеозаписи, сделанной в первые минуты после освобождения Саши Бородулиной, можно посмотреть здесь.
Ранее по теме:
Саша и Дима Бородулины освобождены
10 миллионов евро за похищенных детей
Похищение детей. Дела семейные;
Детей похитили с целью выкупа – считает отец;
В Петербурге разыскивают похищенных детей
Похитители детей могут избежать наказания
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ