Реклама

Сейчас

+16˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+16˚C

Переменная облачность, Без осадков

Ощущается как 15

1 м/с, с-в

767мм

51%

Подробнее

Пробки

1/10

Реклама

КСП ищет ангела

1237
ПоделитьсяПоделиться

Согласно одной из легенд Санкт-Петербурга, город охраняют три ангела: золотой с Петропавловской крепости, серебряный с церкви на Васильевском острове и бронзовый с Александровской колонны. На карте города точки, в которых они установлены, образуют равносторонний «небесный» треугольник. Но последние десять лет треугольник остается разомкнутым: не хватает ангела с купола церкви Святой Великомученицы Екатерины на Васильевском. Его должны были вернуть на место еще в 2008 году: город заплатил за полное воссоздание статуи 10,4 млн рублей. Однако взамен получил только гипсовую модель. 

Статуя ангела из дерева, покрытого свинцовыми пластинами, находившаяся в плачевном состоянии, была снята с купола церкви еще в 2004 году – для реставрации. Ее решили отправить в музей, а по образу и подобию сделать новую, которая и займет свое место на куполе.

Еще в 2005 году комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры выдал задание на восстановление ангела «в твердом материале, соответствующем авторскому, по разработанной методике». В 2007 году на восстановление статуи были выделены серьезные средства: госзаказ на одну только проектную документацию по реставрации купола церкви и воссозданию статуи был оценен в 4,5 миллиона рублей. А госконтракт № 090010700533 на саму статую — в 10,441 млн рублей. Заказчиком выступало подведомственное КГИОП ГУ "Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры". Подрядчиком по обоим контрактам стало ООО «Лира».

ПоделитьсяПоделиться

Предполагалось, что аварийную статую, у которой на тот момент уже недоставало пальцев, локонов и фрагментов лица, отреставрируют, долепят утраченные части, после чего сделают на ее основе промежуточную виксинтовую форму. Эту форму пропитают специальным раствором и по ее поверхности отчеканят свинцовые листы для покрытия новой скульптуры из дерева. Госконтракт был заключен с ООО «Лира» в декабре 2007 года. Статуя должна была быть готова к 20 декабря 2008 года.

Но этого не произошло.

Контрольно-счетная палата при проверке расходования средств «Дирекцией заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» выяснила, что работы по воссозданию статуи были распланированы в соответствии с методикой, разработанной КГИОП. Этот документ при работе над любыми памятниками является обязательным к исполнению, как закон. «Бывает так, что уже после начала работ выясняются обстоятельства, из-за которых приходится отступить от плана, зафиксированного в госконтракте, – говорит аудитор КСП Санкт-Петербурга Юрий Илларионов. – Но в таких случаях порядок действий определяется ФЗ-94. В любом случае было необходимо внести изменения в методику по реставрации».

Тем не менее после того, как дирекция и подрядчик заключили дополнительное соглашение, которое изменило характер работ, методику оставили без изменений.  В результате соглашения виксинтовую форму заменили на гипсовую, а работы по резьбе и чеканке вообще исключили из контракта. Так появление нового деревянного ангела было пресечено в зародыше. При этом стоимость контракта не изменилась. Готовой статуи аудиторы так и не обнаружили — только гипсовую промежуточную модель.

Над восстановлением ангела в 2008 году работали три скульптора: Максим Гречухин, который занимался восстановлением головы и верхней руки ангела, Павел Фомичев (делал крылья) и Андрей Гордеев (нижняя часть скульптуры).

«Фонтанка» связалась с Максимом Гречухиным, который рассказал, что скульпторы работали над ангелом с января по май 2008 года. «Гипсовую модель мы изготовили под резьбу по дереву, потому что думали, что сами и будем делать деревянную статую, – сказал скульптор. – Ее мы собирались покрыть методом выколотки свинцовыми пластинами. Произвели экспертизу оригинала, выяснили, что там использовались три вида древесины: осина, береза и липа. Больше всего осины. Я ездил в Псковскую область, там была выбрана подходящая осина, сушили ее специально. Все подготовили. Но то ли деньги у ООО «Лира» закончились, то ли еще что-то случилось. Нам заплатили в общей сложности 1,5 млн за нашу модель. Мы сначала создали модель из глины, потом с нее форму сняли, сделали гипсовую отливку. Нас потом в КГИОП вызывали, спрашивали, где форма. Но форма была расколочена при изготовлении отливки».

Объяснил скульптор и что за странная фигура черного ангела стоит сейчас во дворе церкви. По словам Максима Гречухина, она не имеет к работе по госконтракту никакого отношения. «Это авторская модель. Батюшка Иоанн, настоятель церкви, нашел людей, которые сделали ее за 600 тысяч из бронзы, – сказал скульптор. – Но когда он скульптуру увидел — испугался сильно. Она художественной ценности не имеет. Человеку, который лепил ее, не хватало образования».

Настоятель храма, протоиерей Иоанн Пашкевич, рассказал корреспонденту «Фонтанки», что черный ангел во дворе церкви был заказан им на деньги спонсоров еще в 2004 году. «Это было сделано, чтобы как-то привлечь внимание города к проблеме воссоздания статуи», – объясняет Иоанн Пашкевич. Воссоздать ангела по оригинальной технологии — из дерева, покрытого свинцом, — по словам Пашкевича, не получится. «Скульптор, который изготовил оригинал из дерева и свинца, не мог предвидеть, что сегодня городская среда будет настолько загазована, поэтому статую планируется отлить из бронзы по уже сделанной гипсовой модели, – говорит священник. – И скорее всего не в Петербурге, а где-нибудь в глубинке, где стоимость работ вдвое ниже». А пока сделанная по заказу дирекции КГИОП гипсовая модель хранится в пристройке за церковью — ее очертания хорошо проглядываются через широкие щели в дощатых стенах.

«Фонтанка» связалась с ООО «Лира». Как выяснилось, у фирмы было много госконтрактов на различные реставрационные работы по всему городу. А в октябре 2013 года организация выиграла конкурс на выполнение работ по разборке лесов на фасаде и барабане купола объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Святой Великомученицы Екатерины». По телефону с корреспондентом «Фонтанки» пообщалась сотрудница ООО «Лира» Татьяна Сердюкова. Она сообщила, что занимавший пост гендиректора «Лиры» в годы воссоздания ангела Владимир Ипанов не работает в фирме уже 3 года, отдел, который занимался этим проектом, давно расформирован, в настоящее время все сотрудники разъехались кто куда, потому что объектов у фирмы сейчас все равно нет. Новый гендиректор, Александр Ипанов, тоже в отъезде. Прежнему руководителю он, кстати, приходится сыном.

«Фонтанка» запросила комментарий КГИОП о том, будут ли предъявлены подрядчику какие-либо претензии или планируется объявить новый конкурс на воссоздание многострадальной статуи. Из ответа следует, что будет объявлен новый конкурс, но комитет сейчас считает целесообразным первоочередное проведение работ не по ангелу, а по реставрации купола церкви, находящегося в аварийном состоянии. «В 2011 году на комплекс зданий храма Святой Великомученицы Екатерины было оформлено свидетельство о праве собственности Российской Федерации, – сообщили «Фонтанке» в КГИОП. – Учитывая это обстоятельство, правительство Санкт-Петербурга в 2013 году обратилось к правительству Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность софинансирования реставрации и воссоздания храма за счет средств, выделяемых федеральным бюджетом на реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма». Однако в план программы на 2014 год храм Святой Великомученицы Екатерины не вошел, и комитет планирует обратиться с повторным запросом на 2015 год.

Результаты проверки работ над воссозданием статуи, которые были оплачены полностью из бюджета города, а увенчались только гипсовой промежуточной моделью, КСП Санкт-Петербурга направила в прокуратуру, Законодательное собрание и губернатору города. Однако прокуратура сочла, что «фактов оплаты дирекцией предусмотренных государственным контрактом, но не выполненных подрядчиком работ, в ходе проверки не установлено, в связи с чем оснований для применения мер прокурорского реагирования не имеется».

Между тем, как следует из результатов проверки КСП Санкт-Петербурга, государственный контракт, предметом которого являлось воссоздание ангела, так и не был исполнен, была сделана лишь промежуточная модель скульптуры из гипса. Поскольку цель контракта не была достигнута, а работы по воссозданию скульптуры ангела в полном объеме оплачены дирекцией ООО «Лира» еще в 2007 году, ревизорами сделан вывод о безрезультативном расходовании средств бюджета Санкт-Петербурга в сумме 10,4 млн. рублей.

Василеостровский ангел держал в руке крест, который, как утверждают легенды, исчез во время блокады Ленинграда. С тех пор этот ангел получил прозвище «пустые руки». К тому же ангел стал черным — свинец от времени утратил свой серебристый блеск. В послевоенном городе «черного ангела» считали покровителем сирот и обездоленных.

По мнению опрошенных «Фонтанкой» экспертов и реставраторов, для того чтобы третий ангел Петербурга все-таки воплотился в пригодном для установки на купол виде, на данный момент необходимо провести дополнительные работы на сумму не менее той, что уже была потрачена. Так что замыкание «небесного треугольника» обойдется городу в общей сложности как минимум еще в 21 млн рублей.

Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close