Сейчас

+22˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+22˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 22

1 м/с, вос

771мм

52%

Подробнее

Пробки

3/10

«Вавиловская коллекция — тоже Эрмитаж. Только малый»

532
ПоделитьсяПоделиться

Судьба Павловской опытной станции и коллекции растений, собранной академиком Вавиловым, до сих пор не решена. Очередная комиссия, организованная Фондом РЖС, должна вынести свой вердикт о возможности строительства на этих землях в ближайшие две недели. И ученые — почему-то, главным образом, зарубежные — не перестают беспокоиться за судьбу уникального собрания растений. О значении Вавиловской коллекции для мировой науки и о проблемах сохранения биоразнообразия «Фонтанке» рассказал почетный профессор Хельсинкского университета Питер Тигерштедт, который приехал в Петербург на симпозиум, проходивший при поддержке комитета дендрариев Северной Европы.

- Питер, конференция, которую Вы посетили, была посвящена проблемам сохранения биоразнообразия?

- Не совсем так. Мы говорили об изменении климата, о проблемах сохранения лесов, ну и, разумеется, о необходимости сохранить все разнообразие генетических ресурсов растений. Значение России здесь очень велико — по всей видимости, северная часть вашей страны будет включена в сообщество нордических стран, потому что проблемы у нас общие.

- Нордические страны — звучит довольно-таки грозно...

- Почему? Это — объединение северных стран: Скандинавии, северных стран Балтийского региона, Исландия. И включить в этот союз северо-запад России было бы вполне логично. Тем более, что именно у вас есть все возможности внести серьезный вклад в сохранение биоразнообразия — вы располагаете уникальной коллекцией растений, собранной великим ученым Вавиловым...

- А Вы считаете, что коллекция уникальна и до сих пор имеет какое-то значение для человечества?

- Конечно, она уникальна! Поймите, когда говорят о Петербурге, в первую очередь подразумевают Эрмитаж  - это удивительно великолепное собрание картин, предметов искусства, это — слава вашего города. Но я считаю, что Вавиловская коллекция — это тоже своего рода Эрмитаж, только малый. Ведь коллекция растений не менее ценна, чем коллекция картин, это тоже — ваше достояние, ваше культурное наследие! Ее ни в коем случае нельзя потерять. Ведь если завтра, не дай Бог, произойдет какая-то катастрофа, только с помощью этой коллекции можно будет восстановить растительный мир. Это очень важно, чтобы сохранялось все разнообразие генов, иначе следующим поколениям выживать будет намного труднее.

- А как Вы считаете, коллекцию можно перенести куда-либо на другое место, как это предлагают сейчас?

- Мне очень жаль, что этот вопрос вообще возник. Понимаете, еще несколько лет назад можно было бы предположить, что на эти земли будет оказываться давление — неважно, выставят ли их на продажу или отдадут под городскую застройку. Я знаю, что у вас станции принадлежат 500 га земли, и понятно было, что они обязательно привлекут внимание. Но с экологической точки зрения именно этот регион очень важен для всего Северо-Запада, поэтому проблема сложна. Если же говорить о переносе коллекции, то найти садопригодные участки в вашем регионе очень сложно. Кроме того, это очень трудная, да и опасная задача — переносить растения вместе с развитой корневой системой. Я думаю, что решение о переносе коллекции на другое место будет очень большой ошибкой.

- Но, как Вы считаете, почему же тогда было принято решение отдать эти земли под жилищное строительство? Почему те, кто принимал такое решение, не видят очевидных вещей?

- Я думаю, что эта проблема характерна не только для вашей страны, но и для всего мира. К сожалению, правительства всех стран недостаточно серьезно относятся к проблемам сохранения генетических ресурсов — отсюда и возникают подобные ситуации. Но сейчас понемногу картина начинает меняться, я сужу хотя бы по Финляндии, стране, в которой живу.

- Но разве развитие биотехнологий, производство генно-модифицированных видов растений не смогут немного снизить остроту проблемы сохранения биоразнообразия?

- Это  был предмет одной из самых бурных дискуссий на конференции. С моей точки зрения, развитие биотехнологий, создание индустрии генно-модифицированных продуктов — один из способов разрешить проблему продовольственной безопасности. Но — только один из способов. Кстати, очень многие сейчас опасаются того, что с развитием этого направления может возникнуть дисбаланс между видами растений естественного и искусственного происхождения.

- Вызывает тревогу не только дисбаланс, но и то, что генно-модифицированные продукты могут оказаться вредны для здоровья человека...

- Я, думаю, что в этих заявлениях больше паники. Как биолог, полагаю, что ущерба здоровью они не нанесут. Но, разумеется, надо учитывать возможность аллергий, надо очень тщательно оценивать каждый вид... Но в целом — не думаю, чтобы их было опасно употреблять.

- А проблема монополизации пищевых ресурсов?

- Да, эта проблема действительно есть, и она очень серьезна. Крупные транснациональные корпорации могут взять контроль над запасами продовольствия и полностью монополизировать ситуацию. Разумеется, процессы необходимо регулировать законодательно, но... И мы опять возвращаемся к тому, что сохранение всего разнообразия растений необходимо, и к значению, которое имеет для мира коллекция, собранная Вавиловым.

- Но вот Вы сказали, что в Финляндии понимание значения сохранения генетических ресурсов растет. Ваша страна вообще славится очень бережным отношением к экологии. Как в вашем обществе сумели этого добиться?

- Это произошло не так уж давно. Еще когда я был студентом, в пятидесятых, понимание важности экологии было очень слабым. Возникало очень много проблем. Сознание менялось постепенно, и сейчас уже у всех политических партий, которые идут на выборы, обязательно есть своя «зеленая программа» - иначе им просто не победить.

А вопрос, как добиться повышения экологической культуры, тоже очень бурно обсуждался на конференции. Наверное, есть только один способ — воспитывать ее с детства и как можно шире рассказывать обществу о биологии, причем не научным языком, а популяризаторским.

Справка
Судьба двух земельных участков, на которых сейчас располагается коллекция растений павловской опытной станции, все еще не решена. В настоящее время, по сведениям «Фонтанки», проводится очередное обследование земель и состояния коллекции. После того, как будет завершено кадастрирование участков, а эксперты из числа академиков РАН дадут свои заключения о состоянии коллекции, по всей видимости, будет наконец вынесен окончательный вердикт — останется ли коллекция на прежнем месте или землю придется освободить под коттеджную застройку.
Между тем, зарубежные ученые, принимавшие участие в конференции по проблемам древесных культур, подписали очередное обращение «ко всем влиятельным общественным структурам» с призывом «проявить особое внимание и бережное отношение к этому бесценному наследию», имеющему не только национальное, но и общемировое значение».

Беседовала Кира Обухова,

Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close