
Российский автолюбитель прошел все стадии принятия горя: шок, торг и, наконец, новую реальность. Ту самую, где на месте Bridgestone и Nokian выросла «обрусевшая» резина, а европейское качество сменил китайский масштаб.
Пока отечественный автопром пытается продать хоть что-нибудь, шинный рынок тоже теряет объемы. «Фонтанка» разбиралась, во что обошлась россиянам «переобувка» страны.
Восточный экспресс
Ниша импортных шин, несмотря на уход «недружественных» производителей, и не думает сдуваться. Только в августе 2025 года, по данным Центра развития перспективных технологий («Честный знак»), в Россию из-за рубежа приехало 2,167 млн шин. Малыми партиями и параллельными путями в магазины просачивается резина европейская и японская, немного едет из Казахстана и Белоруссии. Что-то перепадает и из Кореи: за 8 месяцев этого года ввезено шин на 86,6 тыс. долларов.
Однако в звании основного поставщика, судя по данным таможенной статистики, сегодня прочно закрепился Китай.

В 2022 году поставки носили рваный характер, но уже в 2023-м начался уверенный рост, достигший пика в 2024 году. В декабре, к примеру, случился абсолютный рекорд: 2,1 млн шин на сумму почти 59 млн долларов.
На стабильно высокое плато рынок вышел в 2023–2024 годах. Резкие просадки в начале года и всплески накануне зимы и лета — всего лишь характерная сезонность. 2025 год начался с заметного снижения — на фоне падения авторынка РФ. А дальше, как видим, поставки почти вернулись к прежним объемам: за 8 месяцев этого года Китай привез к нам 11 млн штук покрышек на 322 млн долларов. Для сравнения — это всего на 225 тыс. штук и 15,8 млн долларов меньше, чем за аналогичный период 2024-го.
Родные оси
Несмотря на то, что производство резины в России за минувшие три года откровенно сжалось, объемы отечественного выпуска над импортом все же преобладают. Впрочем, избежать термина «до и после» в описании тренда производства последних трех лет довольно трудно, насколько бы он ни был заезжен.

2021 год был для отрасли пиковым. Ежемесячные объемы стабильно колебались в диапазоне от 3,8 до 4,3 млн штук (в октябре), и к финишу пришли с отметкой в 4,2 млн штук. Первые месяцы 2022-го еще позволяли надеяться, но к маю рынок рухнул до 2,8 млн штук, а июль и вовсе стал абсолютным минимумом периода с объемом в 1,9 млн покрышек. А после наступила глубокая депрессия, на дне которой лежал 2023-й. Отрасль робко начала восстанавливаться к октябрю, до 2,9 млн, а 2024-й закрепил норму на 30% ниже, чем в «золотом» 2021-м.
2025-й стартовал с низких значений (2,4 млн), чуть встрепенулся март. С апреля все покатилось по наклонной к летнему обвалу (1,9 млн в июле), август оказался чуть бодрее. Тем не менее за 8 месяцев 2025-го российские производители выпустили 20 млн штук покрышек — на 14% меньше, чем за аналогичный период годом ранее.
Основные игроки — это локальные заводы. Бывший японский производитель Bridgestone и немецкий Continental перешли под управление холдинга «Кордиант» (шинные заводы в Ярославле, Омске, Калужской области и Ульяновске) и стали выпускать продукцию под брендом Gislaved, бывший Nokian Tyres во Всеволожске стал Ikon Tyres и вошел в состав «Татнефти».

За прошлый год все вместе они произвели 34,6 млн шин, писал «Коммерсантъ», однако падающий авторынок заставил несколько поприжать выпуск. Во втором квартале заметно сбавили темпы все российские заводы. Выпуск легковых покрышек, по данным «Честного знака», за этот период сократился на 18,9% год к году, до 7,39 млн штук. Производство зимней резины просело на 26,6%, до 1,11 млн штук. Всесезонные шины рухнули на 27,3%, едва перевалив за 210 тыс., летние — на 40%, до 1,64 млн штук.
В частности, у Ikon Tyres, отмечал директор компании Андрей Пантюхов, за 7 месяцев этого года продажи сократились на 18%, а производство было загружено на половину от проектной мощности (17 млн штук).
Ценовой разрыв
Средний ценник на резину в Петербурге стабильно обгоняет показатель в целом по стране, следует из данных Росстата. И если в начале 2023-го разрыв был всего в 850 рублей, то к этому августу увеличился почти до 1200. Учитывая, что колеса обычно покупают комплектами по 4 штуки, очевидно, что добыть их за пределами города обойдется почти на 5 тысяч дешевле.

В целом за минувшие почти три года цены на резину заметно лихорадило, особенно в городе на Неве. После уверенного роста в 2023-м (с 5,5 до 6,2 тыс. рублей) и относительной стабильности в 2024-м средняя стоимость достигла пика в декабре (6,57 тыс. рублей). С начала 2025-го к марту наметилось неожиданное снижение, цена упала до 6,35 тыс. рублей, что даже ниже показателей годичной давности. Летом наметился робкий рост, и к августу резина добралась до отметки 6,52 тыс. рублей, так и не превысив январских значений. В целом за период, судя по данным Росстата, колесики в Петербурге прибавили в цене почти на одну пятую (18%), а с начала года подешевели, но всего на 1%.
По стране же тренд был более плавным, и даже продемонстрировал в 2025-м некое подобие застоя.
В отличие от статистиков, которые измеряют среднюю температуру по больнице, маркетинговое агентство НАПИ подошло к снаряду точечно. Там разложили шины по сезонам и сегментам и увидели другую картину: средний ценник на резину пополз вверх. С августа 2024-го по август нынешний зимняя подорожала на 3,9%, летняя — на 3,4%. В абсолютных цифрах дыра в кошельках автовладельцев получится больше, чем кажется: если раньше за комплект зимней «обувки» в среднем отдавали 38 тыс. рублей, то теперь — почти 39,5. При этом с июля по август этого года стоимость зимних шин снизилась на 2,6%, до 9,3 тыс. рублей, а летних — на 0,3%, до 10,2 тыс. рублей.
Перейдем от общих тенденций к конкретному примеру. Для начала оттолкнемся от зимней шипованной резины Nordman 8 Suv производства завода во Всеволожске. Сегодня за одну покрышку 225/60 r18 придется отдать от 16 990 рублей. Как следует из архивной копии страницы, которую хранит Сеть, в начале января та же самая резина предлагалась от 16 360, то есть на 630 рублей (или на 3,9%) дешевле.
Разберемся с летней. В марте этого года журналист «Фонтанки» приобрел комплект летней китайской резины Sailun Atrezzo Elite типоразмера 205/65 R16 по 6429 рублей за штуку. Сегодня точно такая же доступна от 5868 рублей, то есть дешевле на 8,7%. Впрочем, здесь нужно отметить, что на снижение цены еще влияет сезонность.
Падающий рынок новых автомобилей стал главным тормозом для шинного рынка. Машины покупали из рук вон плохо начиная с осени прошлого года. Весной продажи едва дотягивали до 80 тыс. штук, в сентябре 2025-го рынок недосчитался почти 20% прошлогоднего объема. Колеса при таком раскладе явно не товар первой необходимости. Впрочем, уверяют эксперты, опасаться дефицита резины вряд ли стоит: ключевые поставщики шин рапортовали о готовности к сезону еще в сентябре.
— Судя по наполнению складов зимней резиной, дефицита не будет. Импорт резины по-прежнему составляет значимую часть ассортимента рынка. Снижение производства было разумной реакцией на снижение продаж новых автомобилей и некоторого спада продаж резины в этом году, — пояснил «Фонтанке» заместитель генерального директора «ЕвроАвто», член правления Союза автосервисов Илья Плисов.
Тем не менее ассортимент на складах структурно изменился: спрос сместился в сторону крупных типоразмеров (например, R20 и R21), подходящих для китайских кроссоверов и внедорожников. «За пару лет работы с такими машинами продавцы резины уже адаптировались и закупили необходимые артикулы», — добавил эксперт.
А вот резины с малыми радиусами (R14, R15), привычными для европейских и прочих ушедших марок, стало меньше на 70-85%.
Падение цены год к году по общей массе и минимальное увеличение по зимней резине Илья Плисов объяснил тем, что местные производители и импортеры не рискуют сильно поднимать стоимость в условиях, когда клиент чрезвычайно чувствителен к повышению цен.














