
В автокластере у Левашово развернулась шпионская драма, где главным героем стал бывший завод Hyundai, а теперь — центр производства китайских автомобилей Jaecoo в промышленных масштабах.
Огромные парковки, скрытые от посторонних глаз синими баннерами несуществующего уже корейского бренда, ломятся от сотен новеньких китайских внедорожников, о которых руководство завода АГР упорно отказывается давать комментарии. Журналист «Фонтанки» приник к забору предприятия и своими глазами увидел то, что могло бы стать сенсацией года: российский завод превратился в конвейер китайского автогиганта, поставляя на рынок тысячи машин под завесой полной секретности.
Кто возьмет китайцев пачку…
Ситуация вокруг петербургского завода АГР и китайских автомобилей Jaecoo в последние дни разрослась до размеров интриги века. Напомним, после ухода Hyundai с российского рынка в начале 2022 года заводские мощности на Левашовском шоссе, 20, перешли к «Арт-Финансу» (входит в группу АГР). В начале прошлого года там наладили выпуск четырех моделей автомобилей Solaris, которые собирают из остатков машинокомплектов Hyundai и KIA.
Упорные разговоры о том, что, помимо Solaris, на площадке в Сестрорецке начали собирать суббренд Chery, Jaecoo, завертелись в автомобильных кругах с начала 2025 года. Буквально сегодня местные телеграм-каналы наводнили новости о том, что автовозы с новенькими машинами пачками поехали к дилерам и в Петербурге уже появились первые счастливчики-владельцы. Примечательно, что, несмотря на многочисленные вопросы журналистов и аналитиков, от официальных комментариев руководство завода до сих пор воздерживается, а кроме фотографий ньюсмейкерам совершенно нечего предъявить.
Журналист «Фонтанки» своими глазами изучил обстановку на заводской площадке АГР на Левашовском шоссе и вот что имеет вам сказать: машин китайского бренда Jaecoo там не просто полторы штуки. Вперемешку с Solaris, своего часа там дожидаются сотни новеньких Jaecoo.



Фотографии, мелькавшие в Сети с зимы, демонстрировали площадку между грузовым выездом с территории и центральной проходной. Сегодня за этим 300-метровым забором новенькие черные и белые китайские машинки с затянутым в белое капотом построились в два ряда по 120 штук в каждом. За ними, как за каменной стеной, вытянулись две шеренги белых Jetta VA3 с госномерами, забрендированными под «Яндекс-такси». А вот уже за ними следом паркуют свои средства передвижения сотрудники завода.
Две другие площадки, накапливающие готовую продукцию, с дороги не видны, их заботливо укрывают от посторонних глаз синие баннеры с именем уже несуществующего завода Hyundai. И именно поэтому они гораздо более интересны для просмотра и информативны.
Одна из них, поменьше, — возле проходной на соседний завод Mobis (производит переднюю панель, бамперы, подушки безопасности для автомобилей, которые собирает АГР). Площадка может вместить порядка 150 автомобилей, но на момент журналистской «инвентаризации» местами в рядах просвечивали прогалы.
Вторая парковка примыкает к заводскому корпусу Mobis с запада и севера, и она в разы больше обеих предыдущих.
— Здесь стоят автомобили, которые собирает АГР, — охотно поделился с журналистом сотрудник с завода комплектующих.
Считаем продукты
Палитра представленного на площадке емкостью не менее 7,6 тыс. машин широка и разнообразна. Помимо свежесобранных Jaecoo и Solaris, здесь покоятся не менее 40 контейнеров с колесами (примерно в 480 штук в каждом), а также десятки блоков 10 на 5 метров, укрытых брезентом. Скорее всего, это не что иное, как ждущие сборки машинокомплекты.
Есть и совсем уж забавные экземпляры — машина с очертаниями Hyundai Creta (или Solaris HC по номенклатуре АГР), но без шильдика, и даже полноценная белая Hyundai Creta со всеми положенными знаками отличия.
— Можно ли купить вашу Hyundai Creta, в углу она там у вас стоит? — интересуюсь у сотрудников завода. Больше, конечно, для того, чтобы убедиться, что хранимое на площадке действительно их, а не, например, «Мобиса».
— Нет, напрямую с завода ничего нельзя купить — все в автосалоны отвозят, — обозначил рабочий права завода на предметы на парковке.
Над моим изумлением при виде новеньких Jaecoo он только посмеялся.
— Завод собирает их почти год. Все, какие есть в продаже, собираются на нашем заводе. На парковке они не задерживаются — только сегодня 37 автовозов ушли, по 8 машин в каждом, — уверенно заявил он. Хотя это полностью не вяжется с тем, что заявляется официально.
Более того, один из официальных дилеров марки показал «Фонтанке» документ — «Одобрение типа транспортного средства», в котором черным по белому указано, что производитель продающихся в Петербурге Jaecoo — Chery Automobile Co. Ltd., а завод- изготовитель находится по адресу: № 8 Changchun Road, Wuhu Economy & Technology Development Zone, Anhui Province, Китайская Народная Республика. В графе «Поставщик сборочных комплектов и его адрес» — прочерк. О том, что де-факто все они собираются (или дособираются) на заводе АГР, руководство дилера не в курсе.
О возможной сборке Jaecoo на заводе АГР в Петербурге даже в Китае заговорили лишь в конце ноября прошлого года, хотя свою новинку, внедорожник J7, на рынке РФ бренд представил годом ранее, в сентябре 2023-го.
Может быть, доля истины в словах сотрудника АГР и есть, однако, судя по данным из пояснительной записки к бухгалтерской отчетности, которую подготовило руководство компании, к концу 2024 года на складах завода зависли только автомобили Solaris. Вычислить это довольно просто.
Со старта производства весной прошлого года завод собрал 21 972 машин, продал 19 243, остаток в 2 729 штук перешел на будущий год. Примерно такую же стоимость (4,9 млрд руб.) бухгалтеры отразили в балансе в виде товаров для перепродажи и готовой продукции. При средней цене на Solaris в 2,2 млн руб, это примерно те же 2,2 тыс. автомобилей.
Еще порядка 1,17 млрд рублей у АГР зависли на балансе в виде затрат в незавершенном производстве и расходов будущих периодов. В пересчете на машины это примерно около 533 штук. И скорее всего, речь идет о несобранных машинокомплектах.
Если допустить, что Jaecoo завод собирает с такой же прытью, как шлепает Solaris (по 240 штук в день), за первый квартал они могли бы собрать 21 тыс. машин. Ради интереса — за весь прошлый год в РФ было продано 27,6 тыс. Jaecoo, еще около 5 тыс. разошлись за три месяца этого.
Нужны льготы и субсидии
Стоит отметить, что интерес собирать и продавать автомобилей как можно больше у АГР в Петербурге весомый. Как следует из отчетности, на конец минувшего года у завода зависло 14,9 млрд рублей долга перед ООО «Хендэ Мотор СНГ», который нужно вернуть в течение 12 месяцев. Руководство полагает, что сумеет покрыть его за счет выручки, полученной в текущем году. Это значит, что только ради покрытия долга нужно продать не менее 6,7 тысячи машин по средней цене 2,2 млн рублей.
Кроме того, заводу кровь из носа надо собирать как можно больше машин, чтобы сохранить оставшийся после корейцев режим специнвестконтракта (СПИК), который позволял экономить десятки миллиардов на выплатах государству в первую очередь компенсации утилизационного сбора.
Например, в 2020 году субсидий, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств, корейский завод получил на 28,6 млрд рублей. А на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест — еще 2,4 миллиарда. Для сравнения, вся выручка завода за 2024 год — это 29,4 млрд рублей.
Чтобы получать выплаты таких размеров, Hyundai обещал Минпромторгу выпускать определенное количество машин, причем постоянно увеличивать уровень локализации. Сейчас с увеличением сборки машин у АГР вроде все не так плохо, но вот с локализацией прям беда. По сути, ничего российского в машинах нет, хотя методики расчета локализации позволяют включать туда и затраты на рабочие руки, и даже российское ПО, используемое на заводе.
Уже в феврале 2025 года завод АГР разместил вакансию специалиста, которому предстоит составить план локализации в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК), обеспечить компенсации утилизационного сбора и сопровождать и готовить акты экспертизы ТПП.
Научен горьким опытом?
Официальных заявлений АГР избегает. Журналиста «Фонтанки» оставили без ответов в пресс-службе завода на Левашовском шоссе, не ответили на запрос издания и по предоставленной заводчанами «официальной» электронной почте. Вероятно, причина молчания кроется в желании провести все подготовительные процессы без лишнего внимания общественности и конкурентов. В России существуют силы, которые очень не рады перспективам возвращения петербургскому заводу всех льгот, которые получал Huyndai. Кроме того, нельзя исключать, что между партнерами еще согласовываются юридические нюансы или завод ожидает формального разрешения определенных регуляторных вопросов.
Возможно, все гораздо проще, и АГР научен горьким опытом своего автососеда по промзоне — бывшего завода Nissan, а ныне «Автозавода Санкт-Петербург».
Как можно больше собирать автомобилей и продавать хотели и здесь. После ухода японцев с российского рынка, завод как «Lada Санкт-Петербург» ожил только через год — летом 2023-го здесь в торжественной обстановке объявили о старте крупноузловой сборки автомобиля Lada X-cross 5.



От внимательных глаз публики не укрылось, что новинка как две капли воды похожа на детище китайской FAW. Об очевидном сходстве писали все — неудивительно, что вести из России дошли и до «восточных товарищей». Напуганные возможными вторичными санкциями, китайские дельцы коллаборацию свернули. Дистанцировался от завода и АВТОВАЗ и отпустил его в свободное плавание.
Не увенчалась успехом и вторая попытка возрождения производства. Хотя завод и сделал ставку на свой собственный бренд — XCITE, российско-китайским сотрудничеством от него веяло за версту — только ленивые не писали, что XCITE X-Cross — это вылитый Chery Tiggo Pro. То ли цена оказалась высока, то ли потребители так и не поняли, зачем им покупать хоть и российской сборки, но того же китайца, но только из 20 тыс. собранных автомобилей под конец года удалось реализовать лишь четверть.
Не подарил второго дыхания продажам XCITE и первый квартал этого года: машины разошлись тиражом лишь в 1,3 тыс. штук. Прямо сейчас, убедился журналист «Фонтанки», обе заводские парковки емкостью не менее 8 тысяч штук, до отказа забиты новенькими автомобилями XCITE. То есть это полуторагодовой запас. И чем теперь будет заниматься завод, забив свою парковку до отказа, было бы интересно услышать от его руководства.
Впрочем, официально фиаско на заводе не признают и уверяют, что все, что плохого про них пишут, не более, чем домыслы, а все промышленные процессы идут бодро и по плану.
Наталья Вязовкина, «Фонтанка.ру»