Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Политика Фрегат «Штандарт» из-за санкций не пустили в порты Франции и Испании. Капитан Мартусь: что сейчас делать — неясно

Фрегат «Штандарт» из-за санкций не пустили в порты Франции и Испании. Капитан Мартусь: что сейчас делать — неясно

17 774
Источник:

Власти Испании и Франции запретили фрегату «Штандарт», построенному в Петербурге, заходить в порты из-за европейских санкций. В настоящее время корабль стоит на якоре у испанских берегов: экипаж плохо представляет, что будет дальше, а на судне заканчиваются запасы еды и воды. Проблемой занялось российское посольство в Испании, но вряд ли оно в нынешней политической ситуации может как-то повлиять на испанцев в лучшую для фрегата сторону.

Деревянный «Штандарт» — историческая реплика военного корабля Петра Первого 1703 года, построенная в Санкт-Петербурге в 1999-м под руководством Владимира Мартуся, который загорелся этой идей еще в 1992 году. В постройке помогал Виталий Мутко — с местом для строительства, Volvo подарила два двигателя по 560 лошадей каждый, губернатор Яковлев выделил средства на изготовление винтов на Балтийском заводе.

Копия корабля Петра Великого — под санкциями

1 из 2
Источник:

Петровский фрегат «Штандарт» уже 25 лет на ходу и участвует в регатах и фестивалях во всей Европе. В конце июня нынешнего года ЕС ввел новые антироссийские санкции. Под них, как оказалось, попали и «копии исторических кораблей». На практике, как говорится в обращении экипажа, ограничения затронули только одно судно — фрегат «Штандарт».

После начала действия санкций корабль стал получать отказы в европейских портах. Недавно префект французского города Брест запретил «Штандарту» участвовать в крупнейшем морском фестивале, где корабль много раз бывал.

«Для «Штандарта» и его команды — судно остается в море без возможности зайти в порт — это вопрос жизни и смерти», — сказано на сайте корабля.

«Отец» и бессменный капитан парусника Владимир Мартусь поделился, что капитаны других кораблей и морская общественность однозначно находятся на стороне экипажа копии петровского флагмана.

Перед началом фестиваля во Франции, куда не пустили «Штандарт», прошел импровизированный парад парусников.

Источник:

«Многие европейцы возмущены этим решением. Мы будем обращаться в суд. Сейчас мы перешли через Бискай. Из Франции пришли в Испанию для того, чтобы узнать, что испанские порты нас тоже не пускают <...> Что сейчас делать — неясно. Стоя на якоре, надо понять, куда мы можем зайти, пойти…» — рассказал капитан в своем обращении.

«Запретить стоянку в любом порту Испании»

Несколько дней назад проукраинские активисты из общественной организации AGA Ucraina обратились к Морскому капитанству испанского города Виго с просьбой «запретить заход, стоянку и остановку судна «Штандарт» в порту этого города и любом другом порту побережья Испании».

Как пишет испанский портал Outono с ссылкой на украинцев, сейчас фрегат «Штандарт» ходит под флагом островов Кука, хотя имеет петербургские корни и якобы связан с российскими властями.

«Фонтанка» поговорила с капитаном «Штандарта» Владимиром Мартусем о сложившейся ситуации и европейских санкциях

Источник:

— Где сейчас находится фрегат «Штандарт»?

— «Штандарт» сейчас у берегов Галисии, юго-запад Испании. Мы стоим на якоре, а в Испанию пришли по приглашению Морского фестиваля, связанного с традиционными лодками и кораблями. Морские власти Испании запрещают нам заход в порт. Объясняют они это принятыми европейскими санкциями против исторических кораблей.

— Вы говорили, что заканчивается запас еды и воды. Какая сейчас ситуация?

— У нас в ближайшие 2–3 дня все нормально с этим, но вообще, конечно, да... Мы надеемся, что найдем способ [пополнить запасы]. Либо при помощи лодки какой-нибудь, либо нас поддержит испанский профсоюз моряков. Я думаю, что решение проблемы найдем.

— Какой у вас экипаж сегодня?

— Экипаж «Штандарта» — 15 человек. Среди них трое подростков, 13, 14 и 18 лет. Он международный — из России, Франции, Финляндии и Испании. Часть русских проживают в Болгарии, в Германии и Эстонии.

— Что думаете про санкции ЕС в отношении «Штандарта»?

— Наш исторический корабль никак не связан с российским правительством. Никак не может: ни повлиять, ни помогать, ни помешать… Применение санкций к таким кораблям, как наш, и просто к таким людям, как мы, представляется несправедливым. В Европе есть некое главенство закона. Мы подаем в суд, в том числе и на решение Европейской комиссии. Дело долгое, но другого пути я не вижу.

— Какие у вас аргументы в пользу снятия санкций?

— У нас некоммерческая и негосударственная организация, которая занимается исключительно воспитанием молодежи, моряков и походами в море. Мы стараемся делать это насколько возможно честно и заниматься только этим. Как сейчас действуют санкции: если корабль был под российским флагом на момент начала боевых действий на Украине, то это проклятие с ним навсегда.

В общем, несправедливо. У нас уже и другой судовладелец, и у «Штандарта» сейчас другой флаг.

Разговаривал Федор Данилов, «Фонтанка.ру».

Петербуржцы знают фрегат с алыми парусами — в 2005, 2006, 2007 годах он радовал выпускников, в 2008-м его заменили «Миром». Из-за бюрократических нюансов уникальная реплика корабля Петра Первого половину своей жизни находилась вдали от Петербурга. Ситуация изменилась только в 2020 году.

Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY3
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY4
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
78
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях