Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Общество Не Горской единой. Почему Петербург проигрывает Москве и Краснодарскому краю соревнование за туристов и намерен возвращать лидерство

Не Горской единой. Почему Петербург проигрывает Москве и Краснодарскому краю соревнование за туристов и намерен возвращать лидерство

12 938
Источник:

О намерении сделать Петербург самым популярным туристическим направлением в России, обогнав Москву и Краснодарский край, губернатор Петербурга заявил в диалоге с президентом Владимиром Путиным. «Фонтанка» спросила у экспертов и участников рынка, что нужно сделать, чтобы выполнить губернаторское обещание.

Разговор о туристическом потенциале регионов случился 28 марта на совещании о создании федеральных круглогодичных морских курортов. Владимир Путин отметил, что Петербург — мировой центр туризма, но в России по популярности он третий после Москвы (вместе с Подмосковьем) и Краснодарского края. «Как же так, Александр Дмитриевич?» — спросил Беглова глава государства.

«У нас холодное море по сравнению с Краснодарским краем… Тем не менее мы развиваем инфраструктуру...» — возразил губернатор, но был прерван президентом. «Там нет Эрмитажа, Русского музея, Исаакиевского собора, Петропавловской крепости, Кунсткамеры, Двенадцати коллегий и еще много чего там нет. А у вас все есть», — намекнул Владимир Путин.

На это Александр Беглов пообещал, что с развитием масштабного туристического проекта — круглогодичного морского курорта «Горская» — Петербург займет первое место по туризму. «Хорошо, посмотрим», — закончил диалог глава государства.

Как считать

Источник своих данных президент не раскрыл. По собственным оценкам регионов, Москва в 2023 году приняла 24,5 млн туристов, Подмосковье — более 23 млн, Краснодарский край — 18,6 млн, Санкт-Петербург — 9,4 млн. Ленинградская область оценивала свой турпоток в прошлом году в 6 млн человек. Только если президент учитывал столицу и область как единую туристическую агломерацию, то и Петербург смело может добавить себе цифры соседнего региона.

С этим результатом коррелируют результаты исследования компании МТС, в котором оценивался внутренний туризм. Так, в 2023 году больше всего поездок — 9,5% от всех по стране — пришлось на Московский регион (Москва и Московская область). Следом за ним идет Краснодарский край (9% от общего внутреннего турпотока). Тройку лидеров замыкают Петербург и Ленинградская область (5% поездок по стране).

Есть и другие подсчеты. Например, Минэкономразвития отдельно оценивало итоги летнего сезона 2023 года. Здесь на первом месте также оказались Москва и Подмосковье (11,5 млн поездок), на втором уже Петербург и Ленинградская область (9,3 млн поездок), а Краснодарский край лишь на третьем месте (8 млн поездок). Причем по сравнению с 2022 годом число отдыхающих в Краснодарском крае практически не изменилось. В Москве количество гостей выросло на 44%, в Петербурге — на 19%.

Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Петербург и Ленобласть заняли и вовсе первое место в рейтинге регионов России по направлениям предполагаемых путешествий на лето 2023 года.

13 процентов участников опроса в первую очередь назвали Санкт-Петербург и Ленинградскую область, это направление лидирует последние три года, на втором месте — Ставропольский край (10%), на третьем — Казань, Республика Татарстан (9%). Москву выбрали еще 6%, 4% пришлось на побережье Черного моря.

Собеседники «Фонтанки» из числа представителей туротрасли обращают внимание на то, что цифры столичного региона включают весь транзитный поток, которого в Петербурге практически нет, а Краснодарский край с большим количеством черноморских курортов трудно сравнивать с городом Петербургом.

«Холодное море» и не только

Температура воды в Финском заливе не единственная причина, из-за которой в Петербург приехало меньше туристов, чем в столицу и на Черноморское побережье, отмечают эксперты. По их словам, место в рейтинге во многом зависит от методики исследования.

«То, что объединенные Москва и Московская область лидируют с отрывом, если считать по количеству туристов и объему выручки, неудивительно. В агломерации проживают 20 млн человек, и, конечно, москвичей, которые едут отдыхать в соседний регион, в разы больше [чем в другие регионы]», — комментирует вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин.

«По нашей статистике, которая оценивает спрос на организованный туризм, на первом месте стоит Краснодарский край. На втором был Крым, но из-за закрытия аэропортов он переместился на 5-е или 6-е место. Только потом идут Москва и Петербург», — отмечает генеральный директор ООО «Туроператор Интурист» Александр Мусихин. Но туроператорская статистика отличается от общей. «В Краснодарский край, в принципе, больше ездят через турфирмы, а в Москву и Петербург больше самостоятельно», — отмечает он.

У самого «Интуриста» Петербург и Москва делят первое место по популярности среди путешественников, а Краснодарский край идет от них с большим отрывом. Причем у зарубежных гостей две столицы чаще всего входят в один тур, так что они не конкурируют между собой, а дополняют друг друга. По длительности поездки Петербург часто даже опережает Москву. «Иностранцы обычно три дня проводят в Москве и четыре дня в Петербурге», — говорит Александр Мусихин. Кроме того, Северная столица может похвастаться темпами роста. «Мы наблюдаем рост в этом году по всем сегментам — и по детскому, и по экскурсионному туризму, и по турам выходного дня», — сообщил он.

По словам топ-менеджера, для организованного туризма целесообразно сравнивать не регионы, а агломерации вокруг аэропортов прибытия. «Для Краснодарского края — это все побережье, включая Сочи, Туапсе, Анапу, Геленджик, с прилетом в аэропорт Адлера, для Петербурга — это весь регион, включая не только Ленобласть, но и Карелию», — отметил он.

Своим лидерством столица в первую очередь обязана деловому туризму, считает исполнительный директор туроператора «Тари Тур» Оксана Лебедева. «Вся деловая жизнь, которая происходит в России, — это в первую очередь Москва и Московская область», — подчеркивает она.

Кроме того, на популярность столицы среди туристов сильно повлияла выставка «Россия» на ВДНХ. «Когда мы продавали туры на Новый год, то увидели рост интереса к Москве по сравнению с предыдущими сезонами. Практически каждый второй турист хотел посмотреть выставку «Россия». Кроме того, ее посещение включают практически все программы детского туризма. А это внушительные потоки», — говорит Оксана Лебедева.

Что касается конкуренции с Краснодарским краем, то при планировании семейного бюджета поездка на море чаще всего занимает приоритетное место. Культурно-познавательный же туризм, безоговорочным лидером которого, без сомнений, является Петербург, стоит, как правило, на втором месте, добавляет Оксана Лебедева.

Третье место в списке российских дестинаций по посещаемости — это весьма почетное место, считает почетный президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. «Чтобы подняться на более высокую ступень, надо иметь прежде всего логистику, как у первопрестольной, где 10 железнодорожных вокзалов и 4 аэропорта, не говоря уже об автологистике», — отмечает он. По мнению эксперта, сейчас лидерство в туризме определяется не численностью турпотоков, а доходами от туризма. «Но ремарка в отношении достопримечательностей Северной столицы близка и понятна», — заключил он.

Петербург — это единственный город, кроме Москвы, который продемонстрировал такие результаты с учетом пандемийного провала и снижения спроса во въездном туризме, отмечает исполнительный директор. Ассоциация туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. «То, что Петербург вышел на допандемийные показатели с учетом только внутреннего рынка, — это безусловный прорыв. И он объясняется не только красотой и многогранной прелестью города, но и усилиями, которые город предпринимал по продвижению себя как туристического направления», — подчеркивает она.

Когда Эрмитажа мало, нужен Диснейленд

Обещая догнать и перегнать конкурентов, Александр Беглов сделал ставку на развитие туристического кластера «Горская». «На новом этапе Горская станет курортной столицей Санкт-Петербурга. Это будет новый город-верфь», — рассказал губернатор. Площадь территории кластера составит 160 гектаров, общая протяженность береговой линии — более 4 км. К 2030 году там появятся гостиницы разной звездности, спортплощадки, велодорожки, инфраструктура для беговых лыж, водные аттракционы, круглогодичный бассейн, образовательные секции для детей, в том числе детские исследовательские лаборатории.

По словам губернатора, дополнительный туристический поток после открытия «Горской» может составить 1,3 млн человек, что, правда, не позволит приблизиться к текущим показателям Москвы и Краснодарского края. «Фонтанка» попросила участников рынка поделиться своим видением того, как туристической отрасли исполнить обещание губернатора президенту.

Чтобы увеличить турпоток, нужно прикладывать усилия по привлечению иностранцев, считает Александр Мусихин. А для этого нужно развивать авиаперевозки.

Об увеличении числа прямых рейсов в Пулково говорит и Оксана Лебедева. «Чтобы принимать больше туристов и конкурировать с Москвой, в первую очередь нужно увеличивать число прямых рейсов в Пулково. Это поможет стать хабом для всего Северо-Запада, и вся Россия, а также иностранцы из дружественных стран смогут прилетать к нам напрямую», — комментирует она. Кроме того, необходимо увеличивать число деловых мероприятий.

У Петербурга есть потенциал для развития и как у курортного направления. «Когда не будет хватать мест на Черноморском побережье, люди поедут и на холодные моря, — говорит исполнительный директор «Тари Тур». — Но для этого нужно действительно серьёзно благоустроить побережье, а также построить новые спа-комплексы, пансионаты и санатории», — отмечает Оксана Лебедева. «В целом город предпринимает огромные усилия по привлечению туристов, предлагая им наряду с посещением топовых классических достопримечательностей новые маршруты, музеи и креативные локации, что способствует суммарному увеличению пропускной способности всех объектов показа и равномерно высокой загрузке городской инфраструктуры», — резюмирует Оксана Лебедева.

Алексей Мусакин считает, что для Петербурга по-прежнему остается актуальной стратегия, которую еще 17 лет назад обозначил финский перевозчик FinnAir, делая оценку туристического потенциала Северной столицы. В этом документе развитие было поделено на три пятилетки. На первом этапе предлагалось сделать ставку на развитие делового туризма, на втором — на создание новых точек притяжения (новую туристическую географию), на третьем предлагалось создавать на окраинах города крупные развлекательные центры типа Диснейленда. Если первые два пункта, по сути, уже реализованы, то третий только предстоит.

«Эрмитаж — это главная достопримечательность, но он далеко не всегда является поводом для повторного посещения. Не все туристы, к сожалению, хотят наслаждаться скульптурами и картинами. Очереди в странные музеи возле Дворцовой площади это подтверждают», — рассуждает Алексей Мусакин. Но в таких центрах должно быть не просто катание с горок, там же можно делать образовательные проекты. Если сделать ставку на это направление, есть шанс выйти на первое место, считает он.

Основной поток туристов в Петербурге по-прежнему приходится на летний сезон, а значит, есть потенциал для увеличения потока в низкий сезон, считает Майя Ломидзе. «Среди городских дестинаций Петербург точно не на третьем месте, он уступает только Москве, и возможности взять лидерство у него есть. Нужно не снижать интенсивность по созданию нового продукта и продвижению себя на всех рынках — как российских, так и зарубежных», — заключила она.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
73
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях