Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Куда пойдем сегодня Наша коллекция Серьга в иллюминаторе: космос как женская психотерапия в фильме «Вызов»

Серьга в иллюминаторе: космос как женская психотерапия в фильме «Вызов»

50 074
Источник:


Новый космический киноаттракцион «Вызов» Клима Шипенко, давно анонсированный как первый фильм, снятый в космосе, можно считать сиквелом его же «Салюта-7». Но тогда сюжет был основан на реальных событиях, а «Вызов» представляет собой чистый вымысел, несмотря даже на то, что исполнительницу главной роли Юлию Пересильд удалось по-настоящему отправить в космос.

«Женщина впервые в открытом космосе, и она шутит, смеется и говорит о любви…» — умилялись персонажи «Салюта-7», когда героиня Оксаны Фандеры ползала по обшивке космической станции перед тем, как нечаянно порвать перчатку и чуть не погибнуть. В «Вызове» женщину резко повысили в статусе, и теперь блондинка, торакальный хирург с андрогинным именем Женя отправляется на МКС спасать мужскую жизнь: после столкновения с обломками спутника в открытом космосе у одного из членов экипажа сломано ребро, не работает легкое и при спуске он с большой долей вероятности погибнет, если его не прооперировать. Необходимое хирургическое вмешательство на земле обладает «средней степенью сложности», а в условиях отсутствия гравитации превращается в рискованный эксперимент из области фантастики (в ходе предварительного обсуждения этой смелой идеи проскальзывает реплика о том, что до этого в космосе пробовали разве что крысам хвосты отрезать). Из семи хирургов, отобранных в кандидаты на полет в космос, в процессе испытаний и медкомиссий остаются двое, и в итоге окончательный выбор падает не на мужчину, а на женщину — в соответствии с прогрессивными феминистскими веяниями и вопреки устаревшему сексистскому афоризму Сергея Королева: «Космос не для женщин» (такую приглаженную версию предлагают авторы «Вызова» вместо гораздо более резкой фразы, которой отец советской космонавтики якобы встретил вернувшуюся с орбиты Валентину Терешкову).

К зрелищной стороне «Вызова» нет претензий — она и в «Салюте-7» была на высоте, не уступающей голливудским стандартам, и на этот раз авторы планку не снижают. Космические пейзажи и корабли выглядят превосходно, к тому же теперь приятным бонусом являются зрелищные переодевания прекрасной докторши в невесомости и ее проплывания перед камерой в интересных ракурсах, которых на земле было бы добиться трудно. Кроме того, у красавицы хирурга на космической станции все время эффектно стоят волосы дыбом, так что героиня могла бы и не брать с собой мягкую игрушку в качестве индикатора невесомости — и так по волосам понятно, что полет нормальный, как и по тщательно накрашенным глазам врача во время семичасовой операции. Так что дерзкая идея отправить актрису на орбиту, а не симулировать космос в павильоне вполне себя оправдала, хотя бы с чисто визуальной точки зрения. Да и сами реальные космонавты, с которыми Пересильд тепло общается на МКС (командир корабля Антон Шкаплеров, Олег Новицкий в роли раненого и Петр Дубров), оказались довольно симпатичными (хотя космонавты, наверное, другими и не бывают).

Источник:

Другое дело, что аттракционы такого рода, как «Вызов», по определению не предполагают интересной драматургии — она, как обычно, складывается из типовых кирпичиков. Разве можно всерьез считать неожиданным сюжетным поворотом то, что героиня в решающий момент откажется подчиняться приказам ЦУПа, сделав выбор в пользу своей человеческой и врачебной этики? Так поступают все нормальные герои блокбастеров, и точно такую же похвальную строптивость проявляли персонажи Владимира Вдовиченкова и Павла Деревянко в «Салюте-7». Им принадлежит диалог, который вполне мог бы служить эпиграфом к «Вызову»: «Почему у космонавтов одни девчонки рождаются? — Может, потому, что девчонки — это круто». Рассуждая о том, почему в космос отправили именно Женю, ее главный конкурент смиренно признает превосходство: «Потому что она крутая».

В общем, авторы «Вызова» твердо настроены на феминистскую волну и всячески подчеркивают girl power, но для разнообразия выводят три женских поколения, различающиеся степенью и оттенками эмансипации. Мать героини (Елена Валюшкина) ведет себя скорее в соответствии с традиционными представлениями о женских повадках: вспоминает, что была влюблена в Джанибекова, отвлекает дочку многословными телефонными разговорами в самый неподходящий момент, ворчит на маленькие пенсии и стипендии («А ракеты запускать у них деньги есть!») и требует привезти ей с Байкала (дочка объяснила свою секретную космическую экспедицию командировкой в Иркутск) три, а лучше пять баночек икры омуля («настоящий эликсир жизни»). Внучка говорливой и суетливой бабушки демонстрирует радикальные завоевания феминизма и дерется в школе из-за парня. После того как она дает в табло дочери прокурора (Александр Самойленко), бедная Женя, тщетно поизвинявшись, внутренне готовится к уголовному делу. Однако космос все спишет: один звонок из ЦУПА генеральному прокурору — и вот уже отец побитой девочки приходит с огромным букетом домой к героине. Дверь открывает мама, обомлевшая от его погон: «А вы летчик?», но, быстро сориентировавшись, уточняет, что она никакая не мама, а «старшая сестра» (позже в очередном телефонном разговоре мать гордо намекает дочке, что прокурор продолжает захаживать, теперь уже лично к ней).
Безусловно, экспансивная мамаша является одним из украшений «Вызова» — она утепляет фильм и как бы уравновешивает мужскую производственную драму, насыщенную длинными тренировками потенциальных космонавтов на разнообразных тренажерах. Наверное, придумывая эту маму с ее икрой, создатели картины метили в возрастную женскую аудиторию и, возможно, не промахнулись, однако, увлекшись этим колоритным образом, сами не заметили, как скатились почти до карикатуры, стараясь подпустить побольше доброго юмора. Другого юмора в фильме ничтожное количество, но кое-что запоминается, скажем, реплика начальника полетов (Владимир Машков): «Хорошо привязанная девушка в ласках не нуждается». Эта выбивающаяся из феминистского контекста шутка звучит во время операции по дренированию плевральной полости, которую один космонавт вынужден сделать другому без всякого обезболивания, в ожидании, пока до них доберется героическая Женя.

1 из 5
Источник:

Но гораздо более важной операцией для героини становится своеобразная «ампутация» собственного прошлого, которое символизируют ее золотистые сережки с длинными висюльками: они были на Жене во время автокатастрофы, в которой погиб ее муж, о чем рассказывается в черно-белых флешбэках. С тех пор злосчастные серьги висят на героине своего рода эмоциональным «якорем», мешающим ее дальнейшей личной жизни с коллегой, которого играет Милош Бикович в мужественной щетине (она хоть немного разбавляет типаж испорченного мажора, который приклеился к этому актеру после «Холопа» того же режиссера Шипенко). Ему предстоит в самый напряженный момент сыграть ключевую роль, подобную той, которую сыграл в «Салюте-7» начальник ЦУПа, внезапно совершающий своего рода магическую, шаманскую манипуляцию: пока космонавты долбили кувалдой на МКС, он долбил молотком по макету, и в результате этих слаженных действий все оказались спасены. В «Вызове» авторы тоже попытались придумать нечто похожее — почти волшебный фокус, работающий по принципу подобия и решающий исход операции. Однако ощущение настоящей магии возникает, когда, выйдя в открытый космос в скафандре поверх вечернего платья, героиня запускает проклятые серьги подальше во Вселенную, окончательно избавляясь таким образом от груза трагических воспоминаний.

Лидия Маслова, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
35
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях