![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/1528cf1e0ee4d67b02729eb69c7abbb201262e30_2757_1838.jpg)
Комитет по транспорту выпускает в рейд пешие отряды, которые будут патрулировать зону платной парковки и «деанонить» нарушителей. Полномочий для этого, как выясняется, всегда хватало, но вопросы остаются.
Как стало известно «Фонтанке», уже с февраля автовладельцы, которые закрывают номера в зоне платной парковки, получат реальный шанс на штраф. С первого же дня месяца начнется патрулирование улиц, для чего в центре управления парковками создается специальный отдел: в нем будут работать пешие инспекторы. Вообще у них широкий круг задач, не всегда связанный именно с автовладельцами. Например, общий осмотр зоны платной парковки; проверка дорожных знаков и информационных табличек — хватает ли их, не утащили ли их, не заляпали ли грязью; фотофиксация проблем с разметкой — а они есть, синяя краска стирается и сходит вместе со снегом, как любая другая.
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/9629086548c639c8a134fd04d6e8acae2398e4e63_1112_741.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/1c2951b6687ce7494827df5336bd74cc23285447f_1280_960.jpg)
И все же самое интригующее: «убирать с номеров посторонние предметы и обеспечивать возможность фиксации нарушений с помощью средств автоматической фотофиксации». Раньше транспортный блок настаивал, что полномочий таких у инспекторов не было. На вопрос издания — откуда они взялись, в комтрансе подтвердили создание специального отдела и ответили: «Законом Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» не предусмотрен прямой запрет на выполнение данных действий, в то же время они полностью укладываются в полномочия по выявлению и пресечению административных правонарушений. Зона платной парковки расширяется, требуется усиливать контроль за ее надлежащей эксплуатацией. Кроме того, наблюдается рост подобных правонарушений, поэтому принято решение о выделении отдельного направления работы по этому вопросу». На первом этапе в летучий отряд наберут 9 человек, потом штат расширят.
«Фонтанка» подробно рассказывала, что еще в 2015 году, когда скромно открылась пилотная зона в Центральном районе Петербурга, с автомобилей на улице Чехова вокруг
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/e32026e900013b03035ff0c32ec99c69098e62a5_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/d60399251224f864df5aafcb43b1f79d0f52b42e_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/2535a3244b8ef99e4abaf7b1247d129f022b6d9c_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/4e2338a69bd8915f722f521ddef06a150145493f_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/8b74a18e072692aefd51d6f0731733550984528b_1280_853.jpg)
Центр управления парковками тогда еще находился в ведении КРТИ, и глава комитета Андрей Левакин несколько фаталистически отмечал: «Все же зависит от воспитания человека. По сути, всегда будут люди, которые стремятся нарушать закон». Этот подход можно было понять: на тот момент чиновники считали, что полномочий у сотрудников ЦУП в этом смысле нет: ни снять бумажку, ни убрать заборчик, которым для себя парковочное место забронировал кто-то «элитный».
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/f660a75c68c93bf2d527b0439f8820b6003f5f41_1280_960.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/e743d3f131b9555f49b3db318636e2ee0d8cc40c_1280_960.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/2355faf0217be18ab2ec81cc6c02d0f40efe3b30_1280_960.jpg)
В 2021 году платная зона начала стремительно расширяться, парковки вместе с профильным центром передали комтрансу, как и полномочия по администрированию штрафов. Изменилась и риторика. Дмитрий Ваньчков (раньше глава ЦУП, а теперь — зампредседателя комитета) все чаще говорил о московском опыте, где неопознанные машины формально признают угрозой и эвакуируют через решение антитеррористической комиссии. Но масштаб проблемы все еще не был очевиден, и чиновник оптимистично замечал: «Нам, не поверите, погода помогает: бывает, залепил номер, ветер подул, дождик прошел — и листик отвалился».
В прошлом году платная зона заняла весь Центральный и Адмиралтейский районы, и стало понятно — погода не помогает.
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/d23f02d0f7e64153b21a4c2be8aa041b0373e72d_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/ff6f0e207ea54b9e495a72a8c59eb67000f6d890_960_1280.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/4018dcc7f661ee37d0c11d1dd8dda97406e3e3e9_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/0b42d026f23a2074ddb56740d7a7b7c20aa232ea_1280_852.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/c459b60b2a2ac1d56179fccd9355acfa01cf273a_1280_852.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/3ae2ef75c6cf3d8f6ae87a69b7d51e610dfcc164_960_1280.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/157c65d1617858e4249b154fd69a65b00fd2f993_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/6c785a484117d7094f5cb2cc5ab4895608d4e540_1280_853.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/75367f3234420107446ea8acda545a2304a14f6d_1280_852.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/d669e5b3dcef498dd9c538a76148a3690909e441_1280_852.jpg)
К флешмобу с закрытыми номерами стали повально присоединяться служебные машины и мобильные кофейни, автомобили жилкомсервисов и киногрупп во время съемок. Чиновники решили не отрываться от народа. Из последнего — сразу два свидетельства об экономных водителях ведомственных машин с номерами НВВ.
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/789cdd075488aa7b89f4b5c5fceca7170efd4c2b_960_1280.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/dfce76a00960b0022faffb34d439f06f0c6676c3_1280_720.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/73f16dc3cc56f9414ef5256601a6291904948e62_960_1280.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/7a1bb2c1583cb1d5b6546936c2cb62aa0e7b58a5_959_941.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/caf903c7fbf9f371ddc156885661902a23fd58d4e_957_1280.jpg)
В одном из них, кстати, листочек с номера Hyundai у «Невской ратуши» снял активист Ярослав Костров — то есть сделал то самое, на что у инспекторов, как нам говорили раньше, полномочий нет. Но штраф ни один активист не выпишет — можно через «Фонтанку» обратить внимание комитета на интересный факт и добиться обещания «проанализировать материалы» и в индивидуальном порядке попенять водителю. Но само по себе закрытие номера — не повод для штрафа, и чтобы наказать шофера, надо все равно доказать, что он скрытно стоял в платной зоне больше 15 минут, отпущенных на транзакцию.
Судя по ответу комтранса, так будет и теперь: прилипшая бумажка не станет нарушением, КоАП в этом отношении не меняли. Задача именно в том, чтобы открыть номер и дать возможность передвижным комплексам видеофиксации «Дозор», которые и сейчас курсируют по платной зоне, дважды «щелкнуть» неплательщика за пределами тех 15 минут, что даются автомобилисту на оплату. После этого — обычный штраф в 3 тысячи.
Вопросов к будущим рейдам возникает немало. Главный — что делать с машинами, у которых номер не закрыт бумажкой или листиком, а отсутствует, потому что владелец унес его с собой в офис. «Комитетом прорабатываются законные варианты борьбы с данным видом нарушений», — расплывчато ответили в Смольном. То есть опять — антитеррор, блокираторы или изменение в КоАП, которое автоматически сделает анонимность машины поводом для штрафа.
Второй касается практики общения с автомобилистами. Хорошо, если «деанонимизация» машины происходит в отсутствие хозяина. Но каковы действия инспектора, если водитель, например, 40 минут стоит и курит у машины, телом закрывая номер (такое фотографы «Фонтанки» тоже встречали). Попросить его подвинуться? И даже если там бумажка — что помешает человеку достать из кармана вторую, снова закрепить и остаться инкогнито? В такие игры можно играть весь день — с теми же автомобильным кофейнями, где всегда рядом бариста-бармен; но про них комтранс говорит, что подобные машины вполне можно наказывать по статье 44 городского закона об административных правонарушениях — «Реализация товаров в местах, не предназначенных для осуществления торговой деятельности...», в том числе с эвакуацией согласно ст. 27.10 КоАП РФ.
Ну и не стоит забывать, что инспекторы и сейчас иногда оказываются жертвами агрессии со стороны водителей: всем памятен случай на Гончарной улице, где нелегальный таксист просто скрылся от штрафа, задев машиной сотрудника комитета, чтобы, впрочем, приехать к уголовному делу и принудительному лечению.
Комитет по транспорту СПб
В комтрансе подчеркнули, что нападение на инспектора — это уголовно наказуемое деяние, они не будут трогать машину или причинять вред чужому имуществу.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»
![](https://cdn.iportal.ru/news/2015/99/preview/1528cf1e0ee4d67b02729eb69c7abbb201262e30_2757_1838.jpg)