18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
08:30 19.08.2018

Петербургские верфи «тянут» ОСК на фоне сокращения гособоронзаказа

Пока глава ОСК говорит о «сенсорике, биг-дате и искусственном интеллекте» в судостроении, подшефные верфи несут огромные убытки, а гособоронзаказ циклично сокращается, свидетельствует годовой отчет госкорпорации.

Петербургские верфи «тянут» ОСК на фоне сокращения гособоронзаказа

Архив/Ксения Потеева/"Фонтанка.ру"

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) поставила по итогам 2017 года вдвое меньше кораблей, чем в 2016 году.  Гособоронзаказ сокращается, а на его исполнение предприятиям приходится брать кредиты, жертвуя прибылью. Ряд верфей показали миллиардные убытки. Пока махину госкорпорации тянет петербургский кластер предприятий, лидирующий по объему выручки, ее руководство мечтает о захвате мирового рынка.

Согласно отчетности ОСК по РСБУ, госкорпорация по итогам 2017 года показала рост выручки с 341 млрд до 397 млрд, а показатель чистой прибыли увеличился почти вдвое — с 6 до 11 млрд рублей. Рекорд. Однако если вдаваться в детали 357-страничного годового отчета, то российское судостроение переживает не лучшие времена. 

За 2017 год предприятиями корпорации по гособоронзаказу было поставлено вдвое меньше кораблей, чем в 2016-м, — 4 против 8, отремонтирован лишь один корабль вместо пяти, и даже сервисное и гарантийное обслуживание прошли лишь 698 — на сотню меньше, чем раньше. Общий тоннаж построенных в прошлом году в соответствии с госзаданием кораблей и судов составил 11 820 тонн. На 19% меньше, чем годом ранее.

Корпорация провалила сразу два ключевых плановых показателя. Во-первых, не удалось достичь 100%-ного соблюдения сроков по контрактным обязательствам. По факту вышло 82,8%, хотя еще год назад было 95,4%. В отчете это объясняется длительными процедурами согласования новых образцов техники и оборудования, применяемых на новых кораблях, а также проблемами кооперации – смежники головных исполнителей постоянно срывают сроки поставок.

Во-вторых, не достигнута плановая величина чистой прибыли, подлежащей распределению. Она составила 207,2 млн рублей при плане в 437 млн рублей. При этом в 2016 году распределяли сразу 584 млн. В корпорации объяснили это изменением порядка финансирования государственного оборонного заказа, что потребовало привлечения заемных средств; необходимость платить проценты по кредитам и привела в итоге к снижению чистой прибыли. Недовыполнение плана, как говорится в отчете, должно сказаться на размере вознаграждения топ-менеджеров ОСК, включая президента Алексея Рахманова.

О высокой закредитованности судостроителей говорит коэффициент соотношения собственных и заемных средств – на 1 рубль собственного капитала предприятий приходится от 4,45 рублей до 1,24 рублей заемного. А результаты верфей за 2017 год в регионах свидетельствуют о серьезных убытках. Хуже всего показатели на финской верфи «Арктек Хельсинки Шипьярд» – минус 2,6 млрд рублей. В Хабаровском крае — минус 1,8 млрд рублей. В Калининградской области — минус 302 млн рублей. В Мурманской области предприятия ОСК понесли убыток в 154 млн рублей. В Астраханской — минус 152 млн рублей. В Татарстане — минус 106 млн рублей. В Крыму и Севастополе — минус 16 млн рублей. 

Лучше всех чувствует себя петербургский кластер, который выдал 148 млрд рублей выручки (в 2016-м — 139,7 млрд рублей) и 5,3 млрд рублей чистой прибыли (в 2016-м – 7,5 млрд рублей). Внесла свой вклад и Архангельская область, где работают такие гиганты, как «Севмаш» и «Звездочка», — там при выручке в 145,3 млрд рублей чистая прибыль составила 10,6 млрд рублей. 

"Фонтанка.ру"

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

Справка: в Петербургский кластер предприятий ОСК входят ПАО СЗ «Северная верфь», ПАО «Пролетарский завод», АО «Адмиралтейские верфи», АО «Кронштадтский морской завод», АО "Средне-Невский судостроительный завод", ПАО «Выборгский судостроительный звод», ОАО «Балтийский завод», ООО «Балтийский завод-Судостроение», ПАО «Невское ПКБ», АО «ЦМКБ «Алмаз», АО «ЦКБ МТ «Рубин», АО «СПМБМ «Малахит», АО «Северное ПКБ», АО «ЦКБ «ОСК-Айсберг», АО «ЗЦС».

США, Украина и отсталость

Корпорация столкнулась с серьезными, но, как отмечается в годовом отчете, «не критическими» внешними стратегическими рисками. Первый связан с сокращением расходов бюджета Минобороны России – основного заказчика военного кораблестроения и судоремонта – на модернизацию флота.

В связи с этим ОСК планирует диверсифицировать долгосрочный портфель гражданских заказов. Заключены 16 новых контрактов на строительство рыболовецких и рыбопромысловых судов на «Северной верфи» и «Адмиралтейских верфях», а также пять контрактов на строительство сухогрузов «река-море» проекта RSD59 на заводе «Красное Сормово». 

Второй риск – санкционная политика Соединенных Штатов Америки и в целом влияние геополитических факторов на рынки сбыта. Как отмечают в корпорации, это наложило ограничения на экспорт как в гражданском, так и военном сегментах, и потребовало затрат на замещение зарубежного оборудования отечественным.

Преодолеть негативные тенденции в ОСК намерены с помощью импортозамещения и разработки новых концептов «инновационных кораблей будущего, конкурентоспособных с предложениями других глобальных игроков в сегменте военного кораблестроения». План мероприятий по форсированному освоению западных технологий на 2017 год выполнен в полном объеме: замещены 27 позиций стран ЕС и НАТО (из них 18 изделий электронно-компонентной базы) и 138 позиций продукции Украины. «ОДК – Сатурн», например, освоил производство газовых турбин разных типоразмеров и агрегатов на их базе, а «ВСМПО-АВИСМА», ЧТПЗ и ЧМЗ – производство титановых труб.

Третий риск связан с высокой стоимостью и длительными сроками строительства, а причина этого – технологическая отсталость производственных мощностей. В связи с этим судостроительные заводы проходят модернизацию. Например, на «Адмиралтейских верфях» идет техническое перевооружение Центрального и Южного строительных районов. Там создается производственный комплекс подводного кораблестроения, а на «Северной верфи» – комплекс для строительства кораблей-гигантов.

Здоровые амибиции

На 2018 год петербургские предприятия, судя по отчету, полностью загружены (см. инфографику). 

А дальнейшие планы у руководства ОСК и правительства России весьма амбициозные. Например, министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров заявил во вступительном слове к отчету, что считает ключевой задачей в гражданском судостроении – строительство собственных крупных пассажирских лайнеров и полномасштабное обновление внутреннего водного транспорта.

Также в ближайшее время Мантуров поставил задачи увеличить долю отечественного судового комплектующего оборудования, «закрепить уникальные компетенции в части ледокольного флота» и освоить такие критические технологии, как шельфовая разведка и добыча, транспортировка нефтегазового сырья. 

Президент ОСК Рахманов, в свою очередь, подтвердил планы к 2030 году довести долю доходов от продажи гражданской и военной продукции до паритета. «Чтобы достичь паритета в денежном выражении от производства военной и гражданской продукции, ОСК предстоит выйти на показатель 150 – 200 млрд рублей по каждому из направлений, – отметил он. – Это значит, что мы не можем позволить себе ориентироваться исключительно на внутренний рынок – его емкость слишком мала».

ОСК готова, по его словам, предлагать иностранным заказчикам ледоколы и суда усиленного ледового класса, а также суда смешанного, "река – море", плавания и суда среднего тоннажа (в том числе сухогрузы и газовозы). А перспективным направлением он видит строительство нефтегазовых платформ и плавучих ТЭС и АЭС.

«Сенсорика, биг дата (big data), искусственный интеллект, водородные и ядерные энергетические установки, электродвижение, новые марки стали, безэкипажные суда, «идеальная» гидродинамика корпуса и винта, «вечные» антикоррозийные покрытия – это перспективный заказ ОСК к фундаментальной и прикладной науке»,  – отметил Рахманов.

Он уверен, что за новыми технологиями будущее российского судостроения. «С их помощью мы намерены увеличить к 2030 году свою долю гражданских заказов на мировом рынке в несколько раз», – добавил он.

В три раза дороже, чем у частников

Однако опрошенные «Фонтанкой» эксперты пока не видят предпосылок для воплощения амбициозных задумок. 

– Планы планами, но жизнь вносит свои коррективы. Внутренний рынок у нас маленький, и нет причин, чтобы с его стороны резко вырос спрос, – считает Андрей Фролов, главный редактор журнала «Экспорт вооружений». – А в экспорте в морском флоте мы не можем конкурировать с южнокорейскими и китайскими строителями, и резко за счет этого улучшить показатели тоже не получится.

По его мнению, остаются только два резерва для достижения поставленных целей: во-первых, административными методами заставить отечественные компании покупать только в России, как это делают в других сферах, – но вряд ли они смогут заказать много; во-вторых, обновление речного флота, если будет какая-то программа по поддержке этого движения. Тогда по тоннажу гражданских и военных заказов, возможно, получится сравнять показатели.

Но пока частному бизнесу выгоднее строить суда на негосударственных верфях. Причем это касается не только речных перевозчиков, но и рыболовных компаний, которые получили инвестиционные квоты от государства.

– Менять флот безумно дорого, – отметил генеральный директор судоходной компании «Алые паруса» Дмитрий Нечаев. – Наш новый флот строится на частных верфях, потому что на государственных ценник возрастает в 3 – 4 раза. И если у частников стоимость канального парохода будет 20 млн рублей, то на государственных заводах он будет стоить уже 60 млн рублей.

По его словам, у верфей ОСК совсем другие накладные расходы, они привыкли работать госзаказах, и даже при условии господдержки сотрудничать с ними среднему бизнесу нерентабельно. Выгоднее взять обычный кредит, платить огромные проценты, но заказывать на частных верфях.

Илья Казаков, «Фонтанка.ру»

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор

MarketGid

Загрузка...
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.