04:40 22.06.2018

Как смотреть современный балет: советы «Фонтанки»

Как смотреть современный балет: советы «Фонтанки»
Пресс-служба фестиваля Dance Open

Как смотреть современный балет и не запутаться в том, что происходит на сцене? Где нужно аплодировать, а где лучше хранить молчание? Об этом к открытию XVII фестиваля Dance Open рассказывает критик Анна Гордеева.

  1. Давайте выясним, что за историю нам предлагают
  2. А если истории нет?
  3. Читаем язык символов
  4. Принимаем разную музыку
  5. Не ждем фуэте
  6. Не пугаемся клакеров
  7. И сами аплодируем
  8. Влюбляемся

1 Давайте выясним, что за историю нам предлагают

Даже если балет поставлен по хорошо вам известной книжке, изучите на всякий случай либретто. Многие зрители, первый раз выбирающиеся на «Дон Кихот», считают, что прочитанного романа Сервантеса или фильма по этому роману достаточно, чтобы понимать все происходящее. Их ждет сюрприз: сам странствующий рыцарь в этом балете персонаж второстепенный, и вовсе не танцует, только гордо ходит по сцене.
 

Предоставлено пресс-службой фестиваля Dance Open
Предоставлено пресс-службой фестиваля Dance Open
Владимир Черенков

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

2 А если истории нет?

Она есть всегда. Великий хореограф Джордж Баланчин говорил, что если на сцене есть мужчина и женщина — уже есть сюжет. В самых абстрактных постановках, где хореограф вдохновлялся только музыкой, а не каким-нибудь романом, мы видим по-разному взаимодействующих людей, а люди склонны вступать в отношения. На самом деле это одно из увлекательнейших в мире занятий — рассматривать бессюжетные (вроде бы) спектакли и распознавать в них моменты счастливых встреч, решительных разрывов, вмешательства третьего героя в диалог безмятежной парочки.

3 Читаем язык символов

В балетах XIX века был собственный словарь жестов, порой интуитивно понятных (руки к сердцу — «я люблю», не перепутаешь), порой довольно абстрактных (вот джентльмен вертит руками над головой, будто взбивает свою прическу — а это он просит девушку потанцевать). В современных редакциях классики таких моментов осталось совсем немного — весь ХХ век хореографы последовательно боролись с непонятностями в спектаклях. Но зато появилась иная символика, связанная с лексикой сегодняшнего дня. И если в современном балете герой кидается на стену, это больше не значит, что он штурмует крепость или что-нибудь в этом духе. Он «лезет на стенку» в той же ситуации, что и мы: он в отчаянии, когда не знает, что ему делать, и когда рушится любовь.

Предоставлено пресс-службой театра Марибора

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

4 Принимаем разную музыку

Еще лет двадцать назад, когда какой-нибудь европейский театр на гастролях начинал спектакль в полной тишине, в зале можно было услышать громкие реплики в духе: «Эй, у вас фонограмма сломалась». Теперь балетоманы привыкли к тому, что тишина — это тоже музыка, и что вообще музыка для балета может быть любой — от симфоний до сочинений рок-музыкантов и от детских песенок до шума работающего завода. Тут что, даже если вам лично какая-то композиция не близка и вы в жизни не включили бы ее в своих наушниках, попробуйте понять, как она сочетается с собственно танцем. Поддерживает ли музыка танец или танец спорит с музыкой (например, когда в фонограмме быстрая веселая мелодия, а герой на сцене медленно сгибается от душевной муки; бодрый фон усиливает впечатление от страдания персонажа).

Предоставлено пресс-службой фестиваля Dance Open

5 Не ждем фуэте

Эффектный трюк, всегда популярный в концертах, присутствует вовсе не в каждом балетном спектакле. В современных, как правило, его вообще нет — авторы XXI века стремятся создавать спектакли, которые было бы нельзя поделить на отдельные номера, а фуэте всегда «само по себе» — и после него неизменно следуют аплодисменты (даже если балерина доехала во вращении до оркестровой ямы — ее благодарят, что в нее не упала).

Предоставлено пресс-службой фестиваля Dance Open

6 Не пугаемся клакеров

Вам кажется, что на сцене вот ровно в этот момент ничего особенного не происходит, а за вашим плечом кто-то рявкает простуженным басом «бра-во!» — и так пять раз подряд. Вряд ли вы пропустили что-нибудь великое — скорее, это поклонник балерины. Муж, друг, просто фанат, которому хочется, чтобы артистка его заметила. Понятно, что балерин «поддерживают» (так это называется на балетоманском сленге) чаще мужчины, танцовщиков — женщины. У одной из известных балерин есть очень старательная бабушка (бас у нее еще тот!). Такие выкрики порой мешают смотреть спектакль, но тут уж что поделаешь — нельзя же запретить людям объясняться в любви. Конечно, существуют и чистопородные клакеры — люди, которых не уверенные в себе артисты нанимают, чтобы получить аплодисменты и «браво». Но это явление гораздо более распространено в Москве, в Петербурге артисты больше себя уважают.

7 И сами аплодируем

Да, обязательно, мы так говорим артистам «спасибо», «вы нам очень нравитесь». Только не тогда, когда звучит музыка. В старинных балетах с номерной структурой можно хоть после каждой вариации (опытные балетные дирижеры обычно знают, какие танцы производят на зрителей наибольшее впечатление и готовы сделать небольшую паузу), в балетах современных, где музыка идет сплошным потоком, — только по окончании. Ну и после окончания спектакля — если он вам действительно понравился, пожалуйста, не торопитесь домой. Вызовите артистов на поклоны, и не раз. То есть если представление было так себе — вы никому ничего не должны, вас ждет машина на стоянке или поезд в метро. Если же балет был хорош — аплодируйте; именно в момент аплодисментов у артистов начинают восстанавливаться душевные силы, потраченные на спектакль (силы физические — вслед за ними).

Предоставлено пресс-службой фестиваля Dance Open

8 Влюбляемся

Он(а) летает легче всех. Он(а) божественно вращается. А как играет! Невозможно пойти на балет и не выбрать себе на спектакле артиста или артистку, на которого (которую) вы будете смотреть особенно внимательно. Нежная героиня, отважный герой, никем не понятый красавчик-злодей — амплуа могут быть разные, у каждого найдутся свои поклонники. На фестивале Dance Open у зрителей есть право делом выразить свое мнение — по окончании финального гала вы можете проголосовать за наиболее понравившегося артиста. И он получит хрустальную статуэтку, приз зрительских симпатий — изящную и престижную награду.

Предоставлено пресс-службой фестиваля Dance Open
Предоставлено пресс-службой фестиваля Dance Open
Владимир Черенков

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

 

Анна Гордеева, специально для «Фонтанки.ру»

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
Автор коллажа - Захарова Виктория
3 отличных идеи для летнего отдыха детей и подростков от Студии Ералаш
Ура! Лето уже наступило, а с ним и долгожданные каникулы. Студия Ералаш приготовила несколько проектов, которые позволят ребятам уйти в летний киноотрыв
Магазин "Кей"
Универсальный электрогриль: оригинальные идеи блюд от КЕЙ
Если у вас нет загородного домика и вам хочется мяса барбекю, уличный мангал вам с успехом заменит современный электрический гриль. Это универсальное кухонное оборудование еще и самостоятельно определит готовность блюда и степень прожарки. Подробнее в обзоре от КЕЙ
ГК «Эталон»
«Эталон ЛенСпецСМУ» выплатил восьмой купон по облигационному займу
21 июня 2018 г. по облигационному займу АО «Эталон ЛенСпецСМУ» (входит в Группу «Эталон») серии 001Р-01 (идентификационный номер выпуска 4B02-01-17644-J-001P) были полностью и своевременно исполнены обязательства по выплате 8-го купона.
https://www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/photobank
«Победа» ищет спонсоров для печати визиток ТОП-менеджеров
Низкобюджетная авиакомпания «Победа», входящая в Группу «Аэрофлот», запустила конкурс на поиск рекламодателя, который готов оплатить изготовление визитных карточек для сотрудников и ТОП-менеджеров компании.
Юмакс
Конференция «Как выбрать профессию старшекласснику и провести лето с пользой»
24 июня в Санкт-Петербурге пройдет профориентационный форум, на котором эксперты по поступлению помогут старшеклассникам ответить себе на главный вопрос – кем быть?
АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей»
Лианозовский электромеханический завод войдет в структуру НПО «Алмаз»
Лианозовский электромеханический завод будет присоединен к научно-производственному объединению «Алмаз» им. академика А.А. Расплетина. Оба предприятия находятся в Москве и входят в концерн ВКО «Алмаз-Антей».