Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финляндия "Туве Янссон бы не понравилось мыло в форме муми-троллей"

"Туве Янссон бы не понравилось мыло в форме муми-троллей"

1 138

Книга Туулы Карьялайнен "Туве Янссон. Работай и люби", выпущенная осенью 2017 года на русском языке тиражом в 2000 экземпляров, разошлась за несколько месяцев. Изначально публикацию планировалось приурочить к столетию со дня рождения Туве Янссон, которое праздновали в 2014-м. Но издательство не было уверено в успехе продаж. Поэтому потребовалось три года и поддержка, в том числе финансовая, Института Финляндии в Санкт-Петербурге, чтобы русскоязычная версия увидела свет.

Туула Карьялайнен (р. 1942) – историк финского искусства и писатель, работала директором Художественного музея Хельсинки и Музея современного искусства Киасма.
Источник:

— В первую очередь поздравляю, что ваша книга наконец вышла на русском языке, вышла успешно. За это время вам ничего не хотелось поменять в книге? Убрать что-то? Или, наоборот, может быть, появились какие-то новые факты?

— Нет. Пожалуй, нет. Это была сложная работа. Когда я писала книгу, два или три раза я думала, что всё, стоп, это невозможно. Так и говорила своему издателю: если писать о Туве Янссон, то нужно писать шесть или семь книг… Она была поэтом, иллюстратором, художником, автором комиксов, писателем детских книг и книг для взрослых… писала сценарии для театральных постановок. Слишком много фактов, слишком много граней в творчестве и жизни. Хотя для неё первым и основным делом в жизни была живопись. При этом многие люди даже в Финляндии не знают о том, что она была художником. По словам Софии Янссон (племянница Туве Янссон. - Прим. ред.), одна из знакомых Туве, придя на выставку в «Атенеум», была очень удивлена: «Но она же была писателем!» (К 100-летию со дня рождения Туве Янссон в 2014 году в музее «Атенеум» в Хельсинки была организована юбилейная выставка, курировала которую Туула Карьялайнен. Там были представлены картины Туве разных лет, монументальная живопись, иллюстрации, в частности, к «Алисе в стране чудес» и «Хоббиту», политическая карикатура. - Прим. ред.)

— Как, по-вашему, ей удавалось сочетать в себе столько граней? Она ведь была не только разносторонним творцом, но и личностью была незаурядной, и среди женщин своего времени выделялась. Получается, что всю свою жизнь делала то, что было не принято?

В 30-е годы Туве Янссон путешествовала одна по Европе, в 40-е состояла в незарегистрированных отношениях с мужчинами, а затем и с женщинами. 45 лет они были вместе с Тууликки Пиетиля, став первой или одной из первых однополых пар, приглашенных на традиционный президентский прием по случаю Дня независимости Финляндии. (Гомосексуализм в Финляндии был уголовно наказуем до 1971 года, считался психическим заболеванием до 1981 года.)

— Туве была очень молода, когда написала, что свобода — самое важное в жизни. И это оставалось для неё самой важной вещью на протяжении всей жизни. Она была независима от мейнстрима, от того, что думают другие люди. И действительно, всю жизнь она делала то, что хотела. Хотя это не давалось ей легко. Даже с отцом у нее были сложные отношения как раз из-за разницы во взглядах, разногласия начались ещё в юности. При этом Туве довольно долго жила с родителями и продолжала общаться с отцом и после своего переезда в отдельное жилье.

Что касается многогранности… Она была очень трудолюбивой, трудоголиком. И это одна из основ её личности. И она была перфекционистом. Например, когда муми-тролли стали популярны, она стала получать множество писем от детей со всего мира. До двух тысяч писем в год. И отвечала она на них сама… На каждое письмо. Это требовало много сил и времени. Думаю, если бы не эти письма, могла бы появиться еще одна книга о муми-троллях… Но она не могла оставить письма без ответа.

И что меня восхищает в Туве… Она не ждала того, что людям понравится она сама или её работы. Ни в случае с картинами, ни в случае с книгами. Она была очень скромной. Если кто-то говорил хоть немножко хорошего о её творчестве, она была счастлива.

Её карьера художника не была простой. Успех, в том числе финансовый, популярность, к ней пришли уже в зрелом возрасте, но это не заставило её свернуть с намеченного пути. Когда Туве рисовала комиксы про муми-троллей для Evening news, она получила известность, деньги… Однако этот период был для неё очень стрессовым. Она не хотела этим заниматься, она хотела рисовать, писать картины. И как только 7-летний контракт с Evening news закончился, Туве вернулась к тому, что любила, к живописи.

Интерес и вдохновение для работы над книгами о муми-троллях вновь появились у неё благодаря Тууликки Пиетиля. Она очень любила муми-троллей и просила Туве продолжать… И тогда была написана «Волшебная зима». Это книга о любви, но в то же время об усталости и стрессе, который пережила Туве.

— Сейчас муми-тролли стали популярным брендом, при этом коммерчески успешным. Как вы думаете, как бы к этому отнеслась сама Туве?

— Я задавала похожий вопрос, вопрос о популярности, брату Туве, Перу Улофу Янссону… Когда в Финляндии готовились масштабные празднования столетия со дня рождения Туве. Он тогда ответил, что она сказала бы «Пфф!». Но я думаю, что в глубине души она была бы очень счастлива и горда. Но есть, конечно, другая сторона — финансовая, рекламная. Сейчас можно что угодно купить в виде муми-троллей. Хоть мыло. И это, думаю, Туве бы не понравилось. Она сердилась еще при жизни, когда люди хотели муми-троллей на туалетной бумаге и тому подобное… Хотя, конечно, деньги тоже были ей нужны.

— Есть ли у вас любимое место в Финляндии, связанное с Туве? Что бы советовали посетить?

— Два или три года, пока я писала книгу и готовилась к выставке в «Атенеуме», я работала с документами в её квартире, на Улланлиннанкату, 1. Там я ощущала присутствие Туве. Поэтому это мое любимое место, связанное с ней. Но оно, к сожалению, закрыто для посещения. Это дом. В котором довольно мало места и очень много вещей… Камни, ракушки из разных уголков мира, её картины, фотографии из их путешествий с Тууликки, фотографии природы.

Доступный для посещения есть, на мой взгляд, очень хороший, музей в Тампере. Еще можно побывать на островке Кловхарун, где находится их домик с Тууликки Пиеттиля. (На остров Кловхарун Туве и Тууликки приезжали с 1965 года. А в 1992 году, когда Туве было уже 78 лет, передали его в дар краеведческому обществу Пеллинки. - Прим. ред.) Туда надо добираться на лодке, поэтому должна быть подходящая погода, причем посетить его можно только в определенное время года, чтобы не помешать гнездованию птиц…

А в Хельсинки в собрании музея HAM находятся, например, фрески «Праздник в деревне» и «Праздник в городе», которые изначально были выполнены в столовой городской мэрии. На последней можно найти изображение и муми-тролля, и самой Туве, и её возлюбленной в тот период Вивики Бандлер.

Также немногие знают, что бронзовую Туве можно встретить в разных уголках Хельсинки. Например, за городским театром Хельсинки находится скульптура Виктора Янссона, отца Туве, для которой она позировала подростком.

А выставка работ Туве, которую я готовила для «Атенеума», до сих пор путешествует по миру… сейчас в Лондоне.

— Может ли она оказаться в России?

— Я считаю, что всё возможно. (Смеётся)

— Но таких планов нет?

— Я не знаю. Я не несу за это ответственности… Решать «Атенеуму». Хотя мне кажется, София Янссон (председатель правления Moomin Characters Ltd. - Прим. ред.) была бы рада, если бы выставка оказалась в России.

— Во время Второй мировой войны Туве рисовала политические карикатуры, среди них была и на Сталина. А что известно о её отношении к СССР в послевоенное время? И приезжала ли она в СССР, в Россию?

— Честно говоря, я не знаю, бывала ли она в СССР. Хотя её книги переводились на русский в советское время, но не знаю, приезжала ли она сама…

Что касается её карикатур. Туве же рисовала карикатуры не только на Сталина, но и на Гитлера. Она ненавидела их обоих. Она была против войны, поэтому ей нравилась её работа для журналов, так она могла выразить свое отношение. Хотя в военное время официально принято писать что-то, вдохновляющее на победу, а не рисовать голод, бомбы. Если люди и делали какие-то выступления, публикации антивоенные, то часто под псевдонимами. А Туве публиковалась под своим именем. Для этого, конечно, нужна смелость. Ведь неизвестно, как закончится война. И что будет с человеком за такую позицию… Возможно, Туве было чуточку-чуточку проще, потому что она была шведоязычной. Тогда разделение на финноязычную и шведоязычную литературу было сильным, издательства специализировались либо на одной, либо на другой… Кстати, поэтому были сложности с публикацией книг о муми-троллях в Финляндии, было сложно найти издателя. И коммерчески успешной стала лишь третья книга о муми-троллях. И уже после того, как муми-тролли стали известны за рубежом.

Вообще она не очень интересовалась политикой сама по себе, но ей приходилось быть в курсе: многие ее друзья интересовались политикой. Её жених Атос Виртанен был коммунистом, был членом Парламента Финляндии. Сама Туве ненавидела диктатуру. Думаю, она была очень счастлива, когда умер Сталин… Но при этом её ненависть не распространялась на жителей страны. Она разрешила перевести свои книги на немецкий, например. (На немецком языке книги о муми-троллях вышли в 1950-е годы. - Прим. ред.)

— В каких еще странах вышла ваша книга? Не планируется ли её экранизировать?

— Книга «Туве Янссон. Работай и люби» опубликована на 10 языках. Конечно же, был перевод на японский. В Японии Туве очень любят. Еще на шведский, английский, немецкий, эстонский, норвежский, китайский, недавно вышел корейский перевод. И русский. Что касается планов по экранизации… Планы есть, но все это не очень определенно… К тому же это не мне решать. Это довольно сложный вопрос, потому что даже само имя Туве Янссон защищено авторскими правами.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях