О том, что возвращающиеся из-за рубежа россияне попали под пристальное внимание отечественной таможни, сообщили 29 января "Ведомости". По данным издания, сотрудники постов в аэропортах не просто выборочно останавливали путешественников, но были вооружены списком их дорогих незадекларированных покупок. В итоге было изъято люксовых часов и ювелирных украшений на сумму около 200 млн рублей и назначено более 40 экспертиз.
По версии "Ведомостей", это может означать одно: таможня наладила информирование о всех покупках, которые российские граждане совершают за рубежом. Источником таких данных могут быть системы tax free и сотрудники зарубежных правоохранительных органов, сообщило издание со ссылкой на неназванных собеседников и экспертов. Причем такая информация поступает системно и оперативно.
По российским законам, пошлиной не облагаются заграничные покупки общей стоимостью до 10 тыcяч евро для авиапутешественников и до 1,5 тысячи евро для тех, кто пересек границу по земле. С суммы сверх этого порога нужно заплатить налог 30%. Нарушителям этих правил грозит конфискация товара и штраф в размере от половины до двукратного размера его стоимости.
Впрочем, сама российская таможня информацию о существовании у нее всевидящего ока не подтвердила. Так, в комментарии ФТС, который приводит издание finanz.ru, ведомство сообщило, что с декабря пресекло "несколько десятков попыток ввоза дорогих часов, украшений, одежды и аксессуаров". Глава ведомства Владимир Булавин в беседе с РБК упомянул о существовании некой «постоянно действующей системы, которая позволяет пресекать ввоз через аэропорты незадекларированных дорогостоящих товаров», добавив, что здесь не обошлось без помощи зарубежных коллег.
По данным "Фонтанки.ру", в данном случае речь идет все-таки не о системном информировании, а о разовой акции. В декабре 2017 года ФТС приняла участие в международной таможенной операции, целью которой было пресечь незадекларированную перевозку ценностей. Как рассказал источник в таможенном ведомстве, она проходила во всех российских аэропортах, но преимущественно в Москве. Проверкам подверглись и клиенты бизнес-джетов, которые к вниманию таможенников не привыкли.
Информацию подтвердили источники в бизнес-авиации. По их словам, в декабре таможня действительно проводила акцию в российских аэропортах. Причем она была направлена на борьбу не с контрабандой, а с отмыванием.
Финская таможня, к которой "Фонтанка.fi" обратилась за комментарием, также опровергла предположения о системном информировании российских коллег.
"Международный обмен информацией о таможенных преступлениях всегда совершается по отношению к конкретному случаю (а не в массовом порядке) и основывается на индивидуальном запросе", - заявили в пресс-службе ведомства.
В таможне Суоми также подчеркнули, что аналогичная практика на основании международных договоренностей применяется при взаимодействии России и других стран ЕС.
"В соответствии с этими соглашениями о таможенном сотрудничестве все стороны могут запрашивать помощь друг у друга с целью расследования и раскрытия таможенных правонарушений. Кроме того, соглашения позволяют информировать коллег из других стран и по собственной инициативе, если есть основания подозревать, что таможенное законодательство страны-партнёра по договору нарушается", - рассказали в пресс-службе.
По словам источника "Фонтанки" в российском таможенном ведомстве, оно действительно получало наводки от иностранных коллег. Не исключено, что косвенно они могут быть связаны с возвратом tax free: иностранные таможни могут получать данные о тех, кто тратил много денег за рубежом, поскольку ставят печати на чеках tax free. Но порой не требуется даже этого: люди нередко сохраняют чеки, если получают возврат не наличными, а на карты. Их таможенники находят при выборочной проверке.
Операторы tax free также отмели всяческие подозрения в утечке данных. "Мы не делимся информацией о покупках ни с налоговой службой, ни с таможенной, ни с российской, ни с финской, ни с какой бы то ни было еще. Не очень понятно, с какой целью нужно было так пугать потребителей", - заявил Казимир Эрнрот (Casimir Ehrnrooth), управляющий директор международной системы Global Blue в Финляндии и Швеции. По его словам, ни специальной договоренности, ни автоматической системы передачи данных не существует. Единственный способ получить информацию - это официальный запрос правоохранительных органов, но для этого нужна заявка по конкретному лицу. "Такие случаи есть, но я не могу делиться подробностями", - подчеркнул он.