Несомненно, эта сборная Исландии — лучшее, что случилось с футболом за много-много лет. Хотя если захотеть, можно вывести на Евро хоть сборную Купчино — там тоже 300 тысяч живет, считает Федор Погорелов.
Ветераны вспомнят датчан, приехавших на Евро-92 из отпусков и выигравших тот турнир (Югославию из-за войны чиновники отцепили в последний момент). Это да. Но тогда не было Интернета. А успех сборной Исландии мы сопереживаем так, как будто бы сами находимся на трибунах в Ницце.
Понятно, что во многом мы так переживаем, невольно сравнивая наших чудо-богатырей и этих гавриков из страны с населением 321 857 человек. К слову, начиная со вторника те же чувства испытывают и английские любители (и поделом, добавлю я цинично от себя). Эта сборная Исландии — образец традиционного футбола, футбола, по которому многие так сильно скучают в эру повсеместных бриллиантовых гвоздиков, бриолина и нырков. Понятно, что айпод — классный, но звук усилителя «Корвет» и колонок «Радиотехника» – он другой, он настоящий, ламповый, мощный, как извержение, уж простите, вулкана. К слову, про переживание англичан: Гари Линекер, главный острослов наших дней, написал в Твиттере, что англичане проиграли стране, где вулканов больше, чем футболистов. Это не совсем так, но похоже на правду.
Это эмоции. Второй тренер сборной Исландии подрабатывает дантистом. Вратарь — режиссер рекламных роликов, на время турнира он в отпуске за свой счет. Тот бешеный комментатор, сорвавший голос, женат на внучке первого исландского профессионального футболиста, который играл за «Арсенал», а потом был министром финансов. Просто невероятная фактура, такое ощущение, что Питер Мартин набрасывал сюжет. Однако я о прагматике. Ведь на самом деле в этом грандиозном успехе исландского футбола помимо чистого удовольствия есть смысл обратить внимание на природу этого результата. Это же не просто так случилось, это же не стечение обстоятельств.
Йон Сигфуссон, директор в института Рейкьявика, в середине 90-х обратил внимание на проблемы с рождаемостью, популярность героина среди молодежи и важность алкоголя среди нее же. Сигфуссон предложил построить 8000 крытых манежей для игры в футбол и гандбол. Как вы понимаете, в Исландии большую часть года прохладно. Она не случайно так называется. Тяжело играть в футбол на льду. А вот курить, пить и колоться — нормально. Сократили расходы на здравоохранение, построили манежи. Дети от мэрии Рейкьявика получили специальные карточки, на которые стали переводить баллы за школьные и спортивные успехи, эти баллы можно обменять на что-то материальное, например, спортивный инвентарь. За 15 лет потребление алкоголя среди 16-летних снизилось с 42% до 5%. Курение — с 23% до 3%. За государственные же деньги детские тренеры — начиная с тех, кто работает с 5-летними, — отправились учиться в академии в Германии, Англии, Голландии. У 95% детских тренеров — лицензии ФИФА и УЕФА. Спортом — футболом, гандболом, плаванием — занимается 100% детей. Полей и бассейнов хватает. Смотри-ка, оказалось, что если действительно построить инфраструктуру и обучить учителей, можно за 15 лет получить результат на национальном уровне и по делу попасть в ¼ чемпионата Европы. Напомню, что в России последний раз такие попытки предпринимались Романом Абрамовичем и его Национальной Академией Футбола в 2006-2008 годах. Но после 2010 года Абрамович полностью отключился от российского футбола, футбольные поля и манежи окончательно переехали в пространство слов, а не дел, а Академия имени Коноплева в Тольятти закрылась.
Я весь день смотрю сегодня, как футболисты Исландии празднуют с болельщиками победу. Их жены и дети не сидят в вип-ложе, они там же, в фанатском секторе. Конечно же, я завидую им всем белой завистью. Но в этот непростой эмоциональный момент я утешаю себя тем, что если захотеть, то за 15 лет можно вывести на Евро хоть сборную Купчино — там тоже 300 тысяч живет.
Федор Погорелов