Сейчас

+6˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+6˚C

Пасмурно, Небольшие дожди

Ощущается как 4

2 м/с, вос

753мм

94%

Подробнее

Пробки

5/10

Музей Достоевского может прирасти стеклянным атриумом

4416
ПоделитьсяПоделиться

«Фонтанка» узнала, как может выглядеть реконструированный музей Достоевского и во сколько проект обойдётся городскому бюджету и спонсорам.

Около основного здания в Кузнечном переулке может появиться дополнительная четырёхэтажка, объединённая с ним стеклянным атриумом. Архитекторы проводят параллели с московским электротеатром «Станиславский» и утверждают, что идею уже одобрила городская общественность – от режиссёра Александра Сокурова до митрополита Варсонофия.

Расширение площадей музея Достоевского в Кузнечном переулке может обойтись в 500 миллионов рублей. Об этом «Фонтанке.ру» сообщил архитектор Евгений Герасимов, чья мастерская разработала концепцию развития музея. Небольшая по нынешним размахам сумма объясняется тем, что площадь, которой прирастёт заведение, невелика – 1270 квадратных метров. Деньги администрация надеется получить из городского бюджета, также возможны краудфандинг, поиск спонсоров, добавляет директор музея Наталья Ашимбаева.

– Музей перерос рамки, в которых существует. У нас огромная деятельность – выставочная, издательская, театральная. Теснящееся состояние хочется изжить, – отметила она.

По словам Ашимбаевой, от бизнеса будет приниматься только меценатская помощь: «Варианты частно-государственного партнёрства исключены, все помещения должны оставаться в собственности музея». Мастерская Герасимова в качестве спонсорской поддержки уже разработала концепцию и готова безвозмездно провести проектные работы. «Мы считаем это очень важным начинанием. В 1971 году музей был открыт к 150-летию писателя, и для Петербурга дело чести достойно отметить 200-летие Достоевского в 2021 году», – говорит Евгений Герасимов.

ПоделитьсяПоделиться

«Музей как место для дискуссий»

Согласно концепции, имеющейся в распоряжении «Фонтанки.ру», преобразования затронут несколько зон: во-первых, само историческое здание в Кузнечном переулке, 5/2, где Достоевский жил с семьёй с октября 1878 года до своей смерти в 1881-м.

Во-вторых, около существующего здания могут возвести новое. Компактная четырёхэтажка уместится на пустующем участке площадью 400 квадратных метров между домами 5 и 9 по Кузнечному переулку. Авторы концепции надеются, что землю под проектирование и строительство выделит Смольный.

В новом здании запланированы литературное кафе и музейный магазин, лекционное пространство и библиотека, театральный зал на 118 мест. «В музее проходит много театральных постановок, но для этого используется неприспособленное полуподвальное помещение. Актёрам негде переодеться, загримироваться и помыться», – подчёркивает Евгений Герасимов.

Миссия нового корпуса – стать общественным и культурным пространством, притянуть просвещённых горожан.

– Если основная музейная экспозиция работает в дневные часы, то театральные события происходят вечером. Это место, куда люди придут после работы, чтобы общаться, обсуждать книги и идеи, – отмечает архитектор. – Как в московском электротеатре «Станиславский» или библиотеке Маяковского, где раз в месяц проводится проект «Диалоги», идёт культурная дискуссия.

Старую и новую части музея объединит входная зона, выполненная в виде стеклянного атриума: «Нужен некий парадный вход. Сейчас там нет полноценного входа, он убогий: с угла здания посетители спускаются в подвал», – указывает Герасимов. Возможно, после реконструкции задействованным окажется и внутренний двор, где могут проходить театральные open-air’ы. Об этом поэтично написано в пояснительной записке к концепции: «Пространство фойе продолжается во дворах музея, где живые картины петербуржской жизни предстают на подмостках открытой сцены, а декорациями служат стены брандмауэров, украшенные водосточными трубами. Кроны деревьев укрывают амфитеатр зрительных мест…»

В целом Евгений Герасимов описывает замысел так: «Здание, не похожее ни на жилой дом, ни на торговый центр. Мы хотели бы, чтобы это было похоже на музей, на музей XXI века».

ПоделитьсяПоделиться
ПоделитьсяПоделиться

«Это не показуха»

Стеклянная входная зона рядом с историческим зданием музея смутила «Фонтанку». Мы спросили у Евгения Герасимова, не опасается ли он претензий градозащитников по поводу идеи строительства в целом. Архитектор считает, что причин для тревоги нет:

– Идея обсуждена с директором музея. Её поддерживает митрополит Санкт-Петербургский и видные деятели культуры. Я обсуждал её с Александром Николаевичем Сокуровым – он считает это важным проектом и тоже поддерживает строительство. С кем бы мы ни обсуждали, все положительно отзываются об идее, – подчеркнул Евгений Герасимов.

– Я не вижу причин, по которым можно было бы протестовать против строительства, – добавил он. – Новое здание возводится между двумя брандмауэрами, на стихийно возникшем пустующем пространстве. Карниз не превысит существующей застройки. Это не показуха – мы действительно делаем минимум из того, что необходимо для развития музея.

На поверку оказалось, что Александр Сокуров пока не готов однозначно согласиться с концепцией.

– Концепции музея я не видел. Евгений Львович Герасимов мне показывал архитектурную планировку, но нельзя сказать, что её поддерживаю. Я об этом думаю. То, о чём мы говорим, – даже не концепция, а попытка освоить площадь, которую, как им кажется, город может им предоставить… Извините, я опаздываю на самолёт, – был краток мэтр.

Критические замечания выразил и зампредседателя петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов.

– По-моему, это ужасно. Рядом с мемориальным местом появляется чужеродный объект, абсолютно не соответствующий среде.

– Чем он не соответствует?

– Ничем. Вообще.

– Музей говорит, что ему надо расширяться.

– Это спорный тезис. Музею важно расширяться, но не в ущерб гибели самого мемориального места. Важно, чтобы сохранялся колорит подлинного дома и его окружения. А если мы превращаем это в современный объект, то теряем, по крайней мере, половину ценности.

По мнению Кононова, преобразование должно «минимально навредить существующей исторической среде».

– Меня всё смутило – и стеклянная часть с атриумом, и высота, и то, как это выдвинуто на красную линию. Если там возводится новое здание, оно должно быть заглублено, не может выходить на красную линию в принципе, – заключает эксперт.

Глава «Санкт-Петербургского Митрофаниевского союза» Илья Попов назвал идеи мастерской Герасимова «взрывающими» историческую застройку Петербурга. Общественный активист также настаивает на том, что «хай-тек в центре города недопустим», здесь возможна только «регенерация среды».

– Особенно в Кузнечном переулке, который сохранился в историческом виде. Самое позднее здание – Кузнечного рынка – датировано 1920 годами, – напоминает Попов.

Градозащитник предлагает альтернативный вариант: восстановить облик дома, который в XIX веке стоял рядом с музеем.

– Всякий раз, когда прохожу мимо этого провала, задаюсь вопросом: а что же там было? – отмечает руководитель «Митрофаниевского союза». – Думаю, достать в КГИОП обмеры и изображения вполне возможно. Достаточно восстановить хотя бы фасад: за ним, во внутреннем дворе, можно разместить совершенно другое наполнение, в том числе и атриум. Но оно не будет так контрастировать с окружающими зданиями, как то, что предлагается сейчас.

Евгений Герасимов и его оппоненты сходятся в одном: нужно понимать, что пока мы имеем дело с концепцией. Она может измениться до того, как станет проектом, и уж тем более – до того, как воплотится в жизнь.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

Доходный дом в Кузнечном переулке, 5/2, был построен в XIX веке. Достоевский квартировал в нём дважды – кроме 1878-1881 годов, на короткое время заселялся в 1846 году. В Кузнечном переулке написана повесть «Двойник», роман «Братья Карамазовы» и публицистическая «Пушкинская речь». Музей Достоевского открылся в 1971 году стараниями петербургского архитектора Георгия Пионтека и внука писателя Андрея Достоевского. Заведение включает мемориальную квартиру, где по фотографиям воссозданы даже такие детали, как лекарства на столе прозаика, и выставочное пространство. Администрация давно жаловалась, что площадей не хватает. Концепцию развития музея, по словам Натальи Ашимбаевой, музей два года разрабатывал вместе с мастерской Герасимова. В начале июня стало известно, что идею поддержал вице-губернатор Кириллов . Расширение площадей планируется завершить к 200-летнему юбилею Достоевского в 2021 году.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close