В пресс-службе Погранохраны Финляндии «Фонтанке.fi» пояснили, что, действительно, в целях сокращения расходов на границу в течение следующих четырех лет (2017-2020 годы) в размере 15 миллионов евро ведомство рассматривает несколько мер. Один из вариантов - ограничение часов работы пунктов пропуска на восточной границе в ночное время. По мнению финских пограничников, именно ночью наблюдается наименьший пассажиропоток на границе. Например, в период с 22 часов до 6 утра досмотр в «Иматре» (граничит с городом Светогорск) в среднем проходят порядка 50 пассажиров в час.
Пограничная охрана Юго-Восточной Финляндии предложила в темное время суток закрывать пункт пропуска «Иматра». Подсчитали, что ограничение часов работы поможет сэкономить 12-15 человеко-часов (отработанные полные рабочие дни). На данный момент работа пограничных пунктов осуществляется в три смены (утренняя, вечерняя и ночная).
Пограничная охрана не может самостоятельно ввести ограничения на работу пунктов пропуска, никаких решений не принято, подчеркивают в Погранохране Финляндии. Соответствующие поправки должны быть рассмотрены совместно с другими органами власти, например, Таможенной службой Финляндии, финскими и российскими властями. Окончательное решение по этому вопросу может быть вынесено в 2017 году.
В финской Таможенной службе подтвердили «Фонтанке.fi», что знают о предложении коллег по охране границ. Руководитель отдела правоприменения финской Таможни Микко Грёнберг (Mikko Grönberg) заявил, что при принятии решения власти будут ориентироваться на мнение бизнеса и граждан, чтобы минимизировать негативные последствия. При этом перед пограничниками стоит задача эффективного использования средств, поэтому они и рассматривают вариант закрытия пунктов пропуска с наименьшим трафиком в ночное время. Микко Грёнберг считает, что решение по этому вопросу должно быть «инновационным», и содействовать потоку законной торговли.
В Выборгской таможне отказались комментировать идеи финских пограничников. «Это только инициатива, в одностороннем порядке без согласования с правительством Финляндской Республики и Российской Федерации Погранохрана не может принять такое решение. Круглосуточная работа регламентирована положением в рамках межправительственного Соглашения между правительством РФ и Финляндской Республикой о пунктах пропуска через российско-финляндскую государственную границу от 11 марта 1994 года, подписанного в Хельсинки. Как только появится такое распоряжение, мы, как государственный орган, соответственно, будем его исполнять», - отметила Ирина Мостепанюк, пресс-секретарь Выборгской таможни.
«Это бред», - комментировали директора турфирм новшество пограничников.
По мнению представителей петербургских турфирм, опрошенных «Фонтанкой.fi», для группового туризма и однодневных туров введение ограничений не принципиально, больше всего пострадают перевозчики, предлагающие трансфер в Финляндию на микроавтобусах.
В настоящее время маршрутки в Финляндию и обратно чаще всего заказывают россияне, улетающие из аэропорта Хельсинки или собирающиеся в гости к финским друзьям, командировочные, семейные люди с маленькими детьми. В последнее время все чаще финны, приезжающие в Петербург на шопинг, заказывают маршрутки домой: «Раньше мы к ним ездили, теперь — они к нам», - говорит генеральный директор компании- перевозчика «Скандинавия» Бориса Титерин.
В случае закрытия пунктов пропуска на ночь транспортный коллапс на границе неизбежен, поскольку основной поток туристов едет в ночь или утром. «И если пограничники хотят освободить одну смену, то нагрузка ляжет на две другие. Они хотят сэкономить, но бюджет Финляндской республики пострадает, - говорит Юрий Королёв, гендиректор компании - перевозчика «Экспресс Региональный транспортный центр». - А нам придется полностью перестраивать график и режим работы транспорта».
Нельзя забывать и о человеческом факторе. В Финляндии ночевать в транспортном средстве более 8 часов запрещено- это грозит серьезными штрафами. Перед границей с финской и российской стороны ночью кафе, магазины закрыты. «Людям ходить в туалет надо. Куда пойдем? В лес? - возмущается Юрий Королёв. - Давайте смотреть глубже. Неизбежны скопления пассажиров в аэропорту «Хельсинки-Вантаа», ночью по Хельсинки будет много праздношатающихся. Они же не будут платить по 50-100 евро за койко-место, и, в результате, финской полиции придется больше работать». Все эти факторы необходимо учитывать перед закрытием пунктов пропуска, рассуждает Юрий Королев.
О сохранении общественного порядка в приграничном городе Светогорск беспокоится и глава администрации города Сергей Давыдов. Кроме легковых автомобилей, в случае закрытия пункта пропуска «Иматра», в Светогорске будут скапливаться очереди из грузовиков. По словам Давыдова, выстроенная система логистики как у финских, так и российских компаний будет разрушена. «Ночью грузы перемещаются приблизительно в таком же количестве, что и днем. Для автолюбителей станет очень неудобно. Многие уже привыкли и подстроились пересекать границу ночью. С другой стороны, меньше машин — меньше неудобств жителям. В планах есть строительство новой дороги в объезд Светогорска, но пока окончательных решений не принято», - говорит о наболевшем мэр Светогорска.
«С началом мая по сравнению с прошлым годом пассажиропоток, конечно, снизился, скопления машин на центральной улице в Светогорске в выходные бывают, но не такие гигантские очереди, как в прежние годы», - добавляет мэр.
«Для закрытия границ необходимы реальные основания, которых нет. От кого угодно можно было ожидать, но не от Финляндии. Я понимаю, что после украинских событий можно было закрыть, но сейчас зачем?» - задается вопросом Леонид Титерин. По мнению Сергея Хохлова, коммерческого директора туроператора «Вест Тревел», начиная с 2014 года, между Финляндией и Россией были изменены правила ввоза/вывоза продуктов питания и товаров, введена биометрия, вырос евро. «Все эти факторы приводят к тому, что число туристов, которые зачастую посещают Финляндию, еще больше сократится», - уверен Хохлов.
За первые четыре месяца 2016 года на российско-финляндской границе было зафиксировано 2,6 млн пересечений, что на 7% меньше, чем годом ранее. Ещё в марте падение составило 8%. За январь-апрель доля россиян по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась с 66% до 62%, финнов же, наоборот, стало больше (с 32% до 36%). Всего гости из Суоми посетили Россию 926 тыс. раз (+5%), наши соотечественники совершили в соседнюю страну 1,61 млн поездок (-13%).
По-прежнему, несмотря на общую тенденцию снижения турпотока, трафик растёт на МАПП «Куусамо» (+13%) и «Вартиус» (+3%), через которые финны ездят в Карелию за дешёвым бензином и сигаретами. Наибольшее падение зафиксировано на МАПП «Иматра», «Салла» (-13%) и «Нуйямаа» (-13%). Почти три четверти (73%) всего трансграничного трафика приходится на пункты пропуска Юго-Восточной Финляндии – «Нуйямаа» («Брусничное»), «Ваалимаа» («Торфяновка»), «Иматра» («Светогорск») и железнодорожный «Вайниккала».