Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Уловка-22 для Пригожина

Уловка-22 для Пригожина

5 635
Анна Алтухова/Интерпресс
Источник:

Военные прокуроры Балтфлота поставили в неудобное положение высоких чинов из Минобороны. После статьи «Фонтанки» их поддержали коллеги из Ракетных войск стратегического назначения.

От Балтики до Байкала теплоснабжением и водоснабжением военных городков занимается связанная с кремлевским ресторатором Евгением Пригожиным компания «Нордэнерго», которая не имеет права этого делать. Из десятков военных прокуроров, надзирающих за законностью в гарнизонах, без подсказки заметил очевидное нарушение один подполковник на Балтийском флоте. После расследования «Фонтанки» почин поддержали военные юристы, курирующие Ракетные войска. Поставив перед невозможным выбором командование и всю военную юстицию: надо либо возбуждать уголовные дела, невзирая на лица, либо закрыть глаза на очевидность.

Многомиллиардные контракты на обслуживание казарменного фонда военных городков, их теплоснабжение и водоснабжение, осенью 2015 года получили свежезарегистрированные и никому не известные компании без репутации, без капитала, без опыта работы и без необходимых лицензий. Что это за компании и почему к ним оказались столь снисходительны армейские монополисты, «Фонтанка» разбиралась в своем расследовании. Выяснилось, что созданные за месяц-другой до победы в конкурсах на миллиарды фирмы связаны с коммерческой империей «Конкорд» Евгения Пригожина, известного как «кремлевский повар». «Фонтанка» обнаружила сомнительные контракты на 26 миллиардов рублей, через несколько дней Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального уточнил: общая сумма превышает 40 миллиардов.

Как заметила «Фонтанка», в действиях компаний, обслуживающих армейские котельные, очевидны не только нарушения при заключении контрактов, но и бесспорные признаки преступления: для обслуживания котельных необходимо иметь лицензию на эксплуатацию опасных производственных объектов, а, по данным Ростехнадзора, «Нордэнерго» и «Теплосинтез» таких лицензий не имеют. Ситуация, прямо описанная в части второй статьи 171 УК РФ: коммерческая деятельность без лицензии, когда такая лицензия обязательна, сопряженная с извлечением дохода в особо крупном размере.

Несмотря на данные Ростехнадзора, монополист в сфере коммунального обслуживания армии, заключившее сомнительные контракты государственное АО «ГУ ЖКЖ» в ответе на редакционный запрос проявило упрямство: «Комиссией было установлено, что заявки, поданные ООО «НордЭнерго», ООО «Теплосинтез», ООО «ТКС», ООО «Профтехуслуги», соответствовали требованиям закупочной документации», «в составе закупочной документации были предоставлены все необходимые лицензии и разрешения на осуществление указанных видов деятельности».

Сегодня можно утверждать: либо АО «ГУ ЖКХ» лжет, либо ООО «Нордэнерго» представило на конкурс поддельную лицензию.

Один из двухсот

Отсутствие у «Нордэнерго» необходимой лицензии установлено официально и непреложно. Как узнала «Фонтанка», на Балтийском флоте нашелся военный прокурор, который единственный из всего личного состава Главной военной прокуратуры заметил, что в поднадзорном ему гарнизоне котельную инвентарный № 667 обслуживает организация без лицензии. Подполковник юстиции Павел Конашенко, военный прокурор 73-й военной прокуратуры гарнизона из калининградского Светлогорска, ещё в декабре 2015 года установил факт нарушения и составил протокол по части второй статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица ООО «Нордэнерго».

В ответе на запрос «Фонтанки» прокурор ответил однозначно: «Установлено, что ООО «Нордэнерго» с 01.11.2015 эксплуатирует указанную котельную без лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов, предусмотренной пп. 12 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 05.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Административное дело находится на рассмотрении в арбитражном суде Калининградской области, максимальное наказание, которое грозит — штраф до 5 тысяч рублей для должностного лица и 50 тысяч рублей для компании. В масштабах «Нордэнерго», заключившего госконтрактов на 10,5 миллиарда рублей, это несерьезные копейки. Но это – черная метка. Если примитивно: коммерческая деятельность есть, лицензии нет — уголовное дело по 171 статье.

На вопрос о том, не усматривают ли военные юристы уголовного состава, военный прокурор ответил универсально: «Военной прокуратурой гарнизона проверка продолжается, её результаты будут обнародованы».

Но: пока прокурор 73 гарнизонной прокуратуры — единственный из более чем двухсот прокуроров гарнизонов в России. Они не видят. А в каждом гарнизоне — от одной до десятков котельных, и почти все они обслуживаются безлицензионными ООО «Нордэнерго» и ООО «Теплосинтез». Например, в Петербурге, по данным городской администрации, армия обслуживает не менее 83 котельных.

Некоторое движение началось после публикации «Фонтанки». Как нам стало известно, в Центральное управление Ростехнадзора, под юрисдикцию которого подпадает Московская область, поступили запросы из 42-й гарнизонной военной прокуратуры с просьбой о выделении специалистов в помощь при проведении проверки безопасности эксплуатации котельных. 42-я гарнизонная прокуратура – это Ракетные войска стратегического назначения, подмосковная Балашиха. В зоне ответственности около двадцати котельных, обслуживаемых «Нордэнерго». Как объяснил собеседник «Фонтанки» в контрольном органе, предполагается проверить не только формальное наличие (точнее, отсутствие) лицензии, но и фактическое соблюдение правил промышленной безопасности при эксплуатации опасных объектов.

Уловка-22

Балтфлот подкинул задачу. Рассчитывать на то, что арбитражный суд не признает вину «Нордэнерго», было бы легкомысленно, так как правонарушение очевидно. Если признает, то возникнут вопросы к двум сотням гарнизонных прокуроров, которые за своими котельными не уследили. Военным следователям придется устанавливать наличие или отсутствие преступления в безлицензионном предпринимательстве в масштабе государства.

Не обойтись без вопросов и к конкурсной комиссии АО «ГУ ЖКХ». Лицензии на право эксплуатации опасных производственных объектов в конкурсной документации либо есть, либо их нет. Если есть — это может быть подлогом со стороны конкурсантов, если нет — это свидетельство о подлоге со стороны комиссии. В любом случае вопрос встает о громких уголовных делах и признании недействительными госконтрактов, по которым обслуживаются почти все военные котельные страны.

Кто не виноват

Точно можно сказать, кто ответственности не понесет. Это Евгений Пригожин и принадлежащая ему корпорация «Конкорд». Они не имеют к скандалу никакого официального отношения.

Конечно, во главе обществ с ограниченной ответственностью «Нордэнерго», «Теплосинтез», «Теплоснаб», «ТКС» и «Профтехуслуги», заключивших контракты с предприятием Минобороны, стоят бывшие петербургские полицейские, очень похожие на сотрудников службы безопасности «Конкорда». Но это не криминал.

Конечно, сотрудники перечисленных компаний, как они сами говорили корреспонденту «Фонтанки», получают указания в ООО «Мегалайн», которое связывают с «Конкордом» и с Евгением Пригожиным. Но вряд ли они повторят это под протокол официальному лицу.

Конечно, набор персонала в «Нордэнерго» и его близнецы осуществляет та же служба кадров (скрывающаяся за брендом «Холдинга «Движение»), что набирает кадры для других компаний, прямо или косвенно связанных с «Конкордом». Но и это аргумент несерьезный.

Тем более что «Мегалайн» в очередной раз произвел изменения в составе учредителей, избавившись от упоминания фамилии Пригожина.

До последнего времени в состав участников ООО «Мегалайн» входили в равных долях ООО «Лахта» и ООО «Конкорд менеджмент и консалтинг». Оба этих общества были учреждены Евгением Пригожиным, но впоследствии собственниками долей стали: в ООО «Лахта» Светлана Собирова, в ООО «Конкорд менеджмент и консалтинг» Виолетта Пригожина. То, что Светлана Собирова, насколько известно «Фонтанке», трудилась и, скорее всего, трудится до сих пор в департаменте недвижимости «Конкорда», а Виолетта Пригожина — близкая родственница Евгения Пригожина, не должно бросать тень на известного кулинара.

На днях стало известно об очередном корпоративном зигзаге. ООО «Конкорд менеджмент и консалтинг» из числа участников «Мегалайна» пропало, вместо него появилось ООО «Бизнес Проджект», столь же равноудаленное от Евгения Пригожина. Генеральный директор компании – Елена Ким (по данным «Фонтанки», работник бухгалтерии «Конкорда»). Участниками ООО до декабря 2015 года числились ООО «Альфа» и «Бета», учрежденные Пригожиным, но с декабря ООО «Бизнес Проджект» на 90 процентов принадлежит ООО «Питерпром» Юлии Дьяковой и на 10 процентов Дьяковой лично. Когда девушка из города Кириши, недавняя выпускница петербургского Технологического института, смогла стать столь крупным бизнесменом, на 50 % контролирующим компанию с пакетом госконтрактов почти на 3 миллиарда рублей, «Фонтанка» выяснить не смогла.

Денис Коротков,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях