Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Доброе дело Директор «Перспектив»: «Людей в интернатах больше волнует их право на свободу и достоинство»

Директор «Перспектив»: «Людей в интернатах больше волнует их право на свободу и достоинство»

1 619

В 2016 году Петербургской общественной благотворительной организации «Перспективы» исполняется 20 лет. «Перспективы» помогают детям и молодым людям с тяжелыми нарушениями – подопечным детского дома-интерната №4 в Павловске, подопечным взрослых ПНИ, ученикам коррекционных школ, детям и взрослым с тяжелыми множественными нарушениями, живущим в семьях. Во многом заслуга «Перспектив» в том, что теперь в Петербурге действительно нет «необучаемых» детей и закон об образовании реально действует для всех, в том, что стены интернатов стали проницаемы для общества – волонтерское движение теперь стало реальной силой, меняющей отношение общества к людям с тяжелой инвалидностью.

Исполнительный директор «Перспектив» Мария Островская в беседе с корреспондентом «Фонтанки» рассказала о том, что ждет благотворителей в этом году в непростых условиях кризиса.

- Мария Ирмовна, выдержат ли наши благотворители тяжелый кризис? И как он ударит по общественным организациям?

-Мы ориентируемся, прежде всего, на российских благотворителей, но положение сейчас достаточно сложное у большинства компаний. Год будет тяжелым. Нам уже сообщают о сокращении прибылей и оборотов и, следовательно, о сокращении помощи. И мы тоже думаем об оптимизации наших расходов, сокращения деятельности.

- А у вас-то что можно сократить?

- Все то, что должно или может делать государство, придется сокращать, если мы не соберем средств. Конечно, мы очень надеемся, что необходимые средства соберем. И оптимизма не теряем, потому что мы видим, что параллельно с процессом ухудшения положения и бизнеса, и населения все равно идет процесс популяризации благотворительности, люди жертвуют, помогают, идут в волонтеры. Благотворительных организаций немало.

Возможно, нам придется сократить число мест и персонал в наших центрах, хотя это очень бы не хотелось делать. Но мы, например, не получили субсидии на центр дневного пребывания, на кризисную помощь семьям. Мы подавали на субсидию комитета по социальной политике городского правительства, но уже второй год эту субсидию не получаем. И это при том, что наш центр трудовой занятости и социальной реабилитации вообще уникален, потому что ни один другой городской центр не предлагает трудовой занятости на постоянной основе людям с тяжелой множественной инвалидностью.

Мне непонятно, как так получается, что нам не дают субсидий, хотя мы просили лишь на часть расходов. Мне тоже непонятны правила игры с поставщиками социальных услуг, до сих пор никто не понимает их, кроме того, что тарифы смехотворные. Если продавать социальные услуги, то попадаешь в ситуацию, когда будешь должен принимать всех, кого город направит. А мы все-таки ориентированы на определенный круг людей, которых мы поддерживаем годами, мы ощущаем перед ними определенные обязательства.

-А президентские гранты вы получили? Например, «Ночным волкам» дали 9 миллионов на ёлки.

- И президентских грантов никаких мы не получили. Единственная поддержка от государства – это грант Минэкономразвития. Вообще все это странно: когда ухудшаются дела бизнеса и ему все труднее жертвовать, то государство не спешит поддержать. Ну что ж, мы усилим фандрайзинг, будем разворачивать разные формы сбора средств через Интернет, не будем повышать и индексировать зарплату сотрудникам. Это будет нелегкий год, но я надеюсь, что мы выдержим.

- Год назад вы, представители интернатов встречались у Уполномоченного по правам человека в Петербурге. Перед этими новогодними праздниками произошла еще одна встреча – что-то изменилось? Помнится, год назад говорили о том, что волонтеров не всегда пускают в интернаты, а проживающие жаловались, что им курить не разрешают, а человеку с ментальными нарушениями отвыкнуть от курения очень непросто.

-На какой-то период после разговора годичной давности волонтеров стали свободно пускать в психоневрологические интернаты, но сейчас снова пошла волна, когда в нескольких интернатах сообщили волонтерам, что их пустят только в том случае, если родственники проживающих не будут возражать против таких посещений.

При чем тут родственники непонятно. Если проживающий дееспособный гражданин, который уже взрослый, то он сам за себя отвечает, а если недееспособный, то интернат отвечает за него, а родственники тут абсолютно ни при чем. Но я думаю, что все это – только предлог. Все зависит от настроения администрации – от их раздражения или благодушия. Но это несправедливо и незаконно по отношению к правам проживающих в интернатах людей, потому что их гражданские права должны быть реализованы независимо от настроения опекуна.

Что касается курения. Насколько знаю, там, где были обустроены места для курения, так все и продолжается, а вот там, где был тотальный запрет, так он и остался тотальным запретом. Поэтому там имеют дело с различными «обострениями». Все зависит от руководства интерната. А позиция комитета по социальной политике такова – это решает сам интернат. С одной стороны, они были бы правы, если бы во всех вопросах они так подходили к этому – сам интернат решает, по каким правилам ему жить. Но в то же время мы знаем, что руководители ПНИ согласовывают чуть ли не каждое движение с комитетом.

Но в целом я могу сказать по итогам этих двух встреч у Уполномоченного – ситуация по крайней мере не ухудшается. Не ухудшается положение с открытостью интернатов, не падает активность общественных организаций, волонтеров становится больше. В этот набор на социальный год мы впервые сразу и быстро набрали волонтеров, то есть с точки зрения активизации общества тенденция хорошая.

-У вас была программа правового просвещения сотрудников интернатов, она продолжается?

- Она была профинансирована президентским грантом, который закончился, на это больше нет денег, но продолжать мы будем, будем искать финансирование сами. Вот нас недавно детский дом-интернат в Павловске пригласил провести семинар по введению ограниченной дееспособности, также мы оказываем правовую помощь родителям особых детей, людям, проживающим в интернатах, тем, кто хочет жить самостоятельно.

Все равно ситуация меняется. Вот в ПНИ№3 в Петергофе сам интернат сделал программу «Добро пожаловать домой», которая готовит людей к самостоятельному проживанию вне стен интерната. Двадцать человек уже получили возможность жить самостоятельно при нашей поддержке. Мы арендуем дом в деревне Раздолье в Ленинградской области, а в Петродворцовом районе у нас в аренде тренировочная квартира, где ребята учатся жить самостоятельно.

«Перспективам» в этом году исполняется 20 лет и мы бы хотели провести конференцию. Но не специалистов и волонтеров, а тех людей, которых мы поддерживаем – людей с множественными нарушениями, с умственными проблемами, чтобы они рассказали, как живут, что чувствуют, что могут сами и в чем им требуется поддержка. Когда мы делали семинар по правовому просвещению жителей интернатов, то собирали их вопросы и обрабатывали. Так вот там, кроме вопросов про еду, про условия жизни – когда шесть человек в комнате, про одну ванну на этаж, было гораздо больше вопросов о праве выходить за пределы интерната, жить самостоятельно, создавать семью, выбирать, где лечиться. То есть, людей гораздо больше, чем быт, беспокоит их право на свободу и достоинство.

Беседовала Галина Артеменко

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях