HASH(0x55ffd7d73f18)
- Что заставило людей выйти на улицу?
Полина Копылова: - Несогласие с политикой правительства Финляндии. А конкретнее, с теми мерами по экономии и урезанию бюджета, которые были предложены в достаточно ультимативной форме. Профсоюзы, традиционно очень мощная сила в Финляндии, высказали свой протест - они неоднократно предлагали компромиссные решения, ни одно из них не прошло. Поэтому пришлось прибегнуть к крайним мерам в виде забастовки. Это однодневная забастовка и манифестация.
На площади собралось несколько десятков тысяч человек. Это больше похоже на праздник, но на самом деле - серьезная политическая акция. Забастовка проходит во многих регионах, и в Хельсинки приехали представители из разных городов Финляндии. Я видела автобусы из Турку, Ювяскюля. До начала демонстрации разговаривала с Артуром Ломарайненом (Arthur Lomarainen), русскоязычным представителем финской социал-демократической партии из Турку, — он тоже участвует в демонстрации, поскольку не считает дальновидной политику правительства Финляндии.
- Насколько часто происходят такие забастовки?
- Такое мощное протестное движение не является обыденным и рядовым явлением для Финляндии. Граждан надо было допечь, чтобы они вышли на площадь. Еще и в такой дождь. Метеопрогнозами спекулировали, говорили, что погода повлияет, но люди пришли в плащах и с зонтами. И совершенно не боялись погоды. Обычно такие острые вопросы удается решить путем переговоров, поиска компромиссов. Но прежние методы не работают, поэтому на площадь вышел народ.
- А действительно в Хельсинки все закрыто?
- Не все заведения закрыты, забастовка касается транспорта, что, безусловно, отражается на жизни Хельсинки. Общественный транспорт не ходит, кроме такси. Частично не работают магазины, детсады и школы. Даже полиция в какой-то момент поддержала профсоюзы. И самое поразительное — закрыты магазины Alko, ибо супермаркеты по продаже алкоголя в Финляндии — второе по святости место после церкви.
- А какие требования были выдвинуты?
- Основные требования: пересмотреть планы правительства по сокращению бюджета, которые в основном ударяют по бюджетникам и работникам с низкими доходами, пенсионерам. При этом правительство никак не вмешивается в распространенную практику налогового планирования, при которой налоги выводятся в оффшорные зоны. И даже министр транспорта и связи, и предприниматель, Анне Бернер оказалась замешана в таком налоговом скандале, о чем пресса много писала, и звучали призывы об ее отставке. Такой подход не может устраивать работников и профсоюзы.
- А какой практический результат от забастовки будет в Суоми?
- Скорее, будет моральное удовлетворение финнов, ведь это очень мощный жест. И результатом, скорее всего, будет возобновление переговоров между правительством и профсоюзами на пути компромисса. Так, например, премьер-министр Сипиля обратился к народу, его речь является свидетельством того, что власти задумались: а можно ли так жестко действовать?
Конечно, в бытовом плане сегодня сильные перемены. Представители Коалиционной партии Финляндии, это буржуазная партия, предлагали собрать добровольцев, которые бы работали вместо бастующих сотрудников. В свою очередь, левые высмеяли это предложение в соцсетях. Нельзя сказать, что поднялась вся Финляндия, но значительная часть граждан примкнула к акции. Их голос имеет вес в общественно-политической жизни Суоми.
- Вы сказали, что не все в Финляндии одинаково отреагировали. Уже видны признаки раскола в финском обществе?
- Я не могу сказать, что это какой-то радикальный раскол, но глубокие разногласия определенно существуют. В финской истории подобные глубокие, скрытые отчасти, разногласия были, начиная с Гражданской войны 1918 года, и они обостряются каждый раз в критической ситуации. А сейчас экономическая ситуация в Финляндии трактуется по-разному. Вот, например, в одном из докладов Международного валютного фонда (МВФ) финская экономическая ситуация не описывается как катастрофическая, а с точки зрения премьер-министра Юхи Сипиля это катастрофа. Поэтому взглядов, толкований по этому поводу много. Финнам тоже знакомы темпераментные обсуждения политических вопросов. Смотреть друг на друга волками — до этого дело пока не дошло.
Финское правительство пока никак не отреагировало на забастовку. Около полудня премьер-министр Финляндии Юха Сипиля через "Твиттер" обратился к бастующим профсоюзам с предложением до 30 сентября подготовить альтернативный план. Он также рассказал, что в связи с его рабочим визитом на Саммит ЕС на следующей неделе, где он встречается с канцлером Ангелой Меркель, рассмотрение законопроекта в эдускунте отложено. По данным Центрального союза деловой жизни Финляндии, акция протеста обошлась финской экономике в 100 млн евро.
Демонстрация в Хельсинки прошла без происшествий, на момент написания материала финская полиция заявила только об одном инциденте. Небольшая стычка анархистов со студентами - членами партии «Национальная коалиция» произошла на улице Маннергейма, один задержан.
Демонстрация под названием Stop в центре Хельсинки продлилась с 11 до 13 часов. Однако общественный транспорт не будет работать до 3 часов ночи 19 сентября. До 18 часов по финскому времени бастуют железнодорожники, в связи с чем в пятницу были отменены, в том числе, три пары поездов "Аллегро". Из Хельсинки и из Петербурга отправятся только вечерние рейсы. «Лев Толстой» сообщением Москва - Петербург пойдет по обычному расписанию. В аэропорту Хельсинки некоторые службы на стачке до 22 часов. "Фонтанка.fi" подготовила памятку для туриста, отправившегося в столицу.