Сегодня на стрелке Васильевского острова (символизм места очевиден,) "Зенит" празднует свое 90-летие и появление звездочки над эмблемой. Вираж планирует эффектный проход от стадиона, перед любителями футбола выступят "Бригадный подряд", "Поющее ядро" (это коллектив, отвечающий за звуковую поддержку на стадионе и на выездных матчах), "KTO DJ?", открывавший и закрывавший Олимпиаду в Сочи. Соберутся ветераны клуба и легенды команды, а в завершение праздника город изменится до неузнаваемости. И даже не важно, как сыграл "Зенит" на выходных. Хотя есть вопросы.
Понятно, что не поражения ждали любители футбола в субботу. Понятно, что не поражения ждал Андре Виллаш-Боаш, который отвез в Пермь основной состав команды, сделав в starting eleven всего два изменения. Я смотрел этот матч в большой компании, и мы все хором недоумевали: зачем, зачем всё это? Зачем Нету в обороне? Почему опять играет измочаленный уже от усталости Шатов? Откуда Рондон с Халком с первых минут? Уже все, "золото" выиграно, нас не догонят, твори-выдумывай-пробуй. Но нет. Про нынешнего главного тренера "Зенита" уже достаточно давно понятно: он очень упрямый. Матч против "Амкара" это в очередной раз подтвердил.
Казалось бы, к чему Рондон с Халком в стартовом составе в Перми? Одно объяснение: чтобы оба забили и закрепились окончательно в статусе двух лучших бомбардиров чемпионата. В то же время это означает, что главный тренер идет на поводу индивидуальных амбиций конкретных футболистов и в воздухе начинает витать слово "любимчики". Другого объяснения я не вижу – если оно есть, с удовольствием бы с ним познакомился. Одна беда: уже достаточно давно Боаш не отвечает на прямые вопросы, интервью, за исключением протокольных бесед, практически не дает, чем руководствуется в своих решениях – не объясняет. Любителям футбола остается блуждать в потемках и удивляться очередному попаданию Андрея Аршавина в стартовый состав или непопаданию.
Любопытна доминирующая тональность: после предыдущего текста об удаленности нынешнего "Зенита" от ожиданий болельщиков ссылку на "Фонтанку" прислал мне в прошлом капитан "Зенита" – ссылку на текст и эмоджи с большим пальцем вверх, символизирующее одобрение. После просмотра матча с "Амкаром" мы большой компанией занимались групповой терапией, выпивая и обсуждая увиденное. Редкий случай: компания в 20 лиц сошлась в едином мнении – даже не припомню, когда такое было в разговорах о футболе. Так вот наш диагноз очень прост, и у меня есть ощущение, что такого же мнения придерживается очень большая группа болельщиков (любопытно будет потом проверить мою гипотезу в комментариях к этому тексту). Мы бы готовы были к поражению в игре против "Амкара", если бы в стартовом составе вышло чуть больше одного воспитанника петербургского футбола. Отдельно отметим, что этим единственным был Вячеслав Малафеев, которому крепко за 30 и который на страницах "Фонтанки" обещал не подписывать больше контрактов и закончить с футболом через год.
Очевидно, что Малафеев выходил с одной целью: сделать очередной шаг к своему рекорду и сыграть больше всего матчей за "Зенит" за его историю. Но ведь есть эти пресловутые молодые питерские "мальчечки", как их когда-то обозвал Властимил Петржела. Ходжаниязов слева вместо Кришито, Зуев или Кубышкин в пару к обязательному Гараю в центр вместо Нету, Шейдаев с Аршавиным в атаку, Кержакова туда же, Евсеева на позицию Витселя. Хочет играть Халк – пожалуйста, но у меня есть подозрения, что от игры в компании с Аршавиным тот же условный Евсеев получит больше, чем от лицезрения отчаянных попыток в исполнении Халка обыграть в одиночку семерых.
"Зенит" мог выйти в этом матче с шестью петербуржцами, и такой команде с радостью бы простили поражение от "Амкара". К тому же в Перми играют те еще богатыри футбола – по сути, "Амкар" один раз удачно разыграл штрафной и все, больше ничего практически не создал. Неужели против такой команды, приехав в статусе чемпиона, нужно выпускать эмоционально опустошенных легионеров, которые уже мысленно в отпуске? Я понимаю, что это риторический вопрос, но единственным чувством, которое я испытывал после финального свистка, было раздражение. И это удивительно осознавать: мы чемпионы, а почему-то во рту осадок.
Федор Погорелов