Бывший сотрудник уголовного розыска Сергей Топорков, обвиняемый в фальсификации контрольной закупки наркотиков, заявил о грубом нарушении его прав следователем областного Следственного комитета Тамерланом Караевым. Тот якобы под угрозой ареста потребовал от отставного офицера отказаться от общения с прессой и сменить адвоката. Свои слова экс-оперативник подтвердил аудиозаписью, которую передал редакции. Следователь заявил, что его обвиняемый врёт.
Участвуйте в акции СК!
Вот расшифровка части одной из аудиозаписей, переданных «Фонтанке» бывшим офицером уголовного розыска 128 отдела полиции ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Сергеем Топорковым:
«Мужской голос: Нам надо с тобой понять, что чем тише это дело пройдёт, тем лучше. И, скорее всего, адвоката нужно будет заменить.
Топорков: Определимся.
Мужской голос: Не определимся, дяденька! В последний раз повторяю: если ты хочешь сидеть, я тебе это сделаю. Если не хочешь, то адвоката придётся заменить.
Топорков: Я понял.
Мужской голос: Цена вопроса – условный срок. Или реальный – вот и всё. Я же тебе говорил: участвуй в акции Следственного комитета! А ты не участвуешь…»
Аудиозапись телефонного разговора:
Это фрагмент расшифрованной аудиозаписи первого телефонного разговора между Сергеем Топорковым и, как следует со слов Топоркова, следователем по особо важным делам следственного отдела по городу Всеволожску СК РФ по Ленобласти Тамерланом Караевым. Разговор, по словам Топоркова, произошёл 13 мая 2013 года.
По словам Сергея Топоркова, несколько часов спустя Тамерлан Караев перезвонил ему.
Вот запись второго разговора:
Из неё видно, что звонящий Топоркову мужской голос рассказывает ему про публикацию, которая была на сайте радио «Эхо Москвы». Адвокат Георгий Валович, защищающий Топоркова в данном уголовном деле, действительно на днях выступил в одной из передач этой радиостанции, где дал довольно жёсткий комментарий по поводу претензий Следственного комитета к его клиенту.
Следственное управление Следственного комитета РФ по Ленинградской области предъявило ему обвинение сразу по трём статьям Уголовного кодекса: часть 2 статьи 292, часть 3 статьи 285 и часть 1 статьи 159 (через 30-ю). Это «служебный подлог, повлекший существенное нарушение прав и законных и интересов граждан», «злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия» и «покушение на мошенничество» соответственно.
Речь идёт о резонансном уголовном деле, в рамках которого обвинения в фальсификации контрольных закупок наркотиков предъявлены уже 7-ми людям. Все обвиняемые – бывшие или действующие офицеры полиции и один полицейский агент.
Тамерлан Караев на просьбу «Фонтанки» прокомментировать факт якобы имевшего место давления с его стороны на одного из обвиняемых, ответил коротко:
- Он врун! Это не соответствует действительности. Я уж не знаю, какие выгоды он для себя ищет, но комментировать тут нечего. Каждый защищается, как может…
Старые знакомые
Со слов Сергея Топоркова и аудиозаписей, переданных им «Фонтанке», можно сделать вывод, будто человек, который, по утверждению бывшего оперативника, является следователем Караевым, крайне недоволен обращением в средства массовой информации адвоката Георгия Валовича по поводу уголовного дела, в рамках которого Караев обвиняет Топоркова в совершении выше описанного букета преступлений. Мужской голос требует от Топоркова, чтобы он сменил адвоката и высказывает желание сменить ещё одного адвоката – Андрея Березуна – защищающего ещё одного бывшего оперативника 128 отдела Максима Максимова.
Нам представляется, что этот выбор может быть связан не только с активными действиями адвокатов по данному уголовному делу.
Следователь Тамерлан Караев и адвокаты Георгий Валович и Андрей Березун знакомы не один день. Несколько лет назад их жизнь столкнула в одном очень резонансном процессе – когда Следственный комитет в лице Тамерлана Караева обвинял бывшего судью Приморского района Петербурга Александра Казакова в убийстве собственной жены. Валович и Березун защищали Казакова, причём сработали столь эффективно, что коллегия присяжных вынесла экс-судье оправдательный вердикт. После этого адвокаты получили прибавку в имидже, а следователь Караев вместо Следственного управления СК РФ по Ленинградской области стал ходить на работу в отдел СК по городу Всеволожску.
Мы не можем знать специфику отношений между этими людьми, но уместно констатировать: они встретились вновь на разных сторонах юридических баррикад, только вместо Казакова предметом противостояния стали 6 бывших или действующих полицейских и один бывший агент.
Константин Шмелёв,
«Фонтанка.ру»
Напомним, это уголовное дело было возбуждено в январе 2013 года. Тогда Григора Абгаряна и троих его коллег задержали по подозрению в классической «полицейской подставе». По версии следствия, в мае прошлого года Абгарян решил повысить показатели раскрываемости 128 отдела полиции УМВД России по Всеволожскому району Ленобласти, где он работал тогда заместителем начальника.
Для этого, по мнению следствия, Григор Абгарян попросил своего не служащего в органах знакомого доставить в отдел подучётную гражданку, которую поставили перед выбором: она пишет заявление о том, что покупала наркотики у некоего Николая Паршука, либо оказывается в очередной раз в тюрьме из-за того, что наркотики найдут у неё.
Гражданка якобы сделала выбор в свою пользу, после чего, как считает следствие, оперативники Максимов, Пичугин и Салихов под руководством Григора Абгаряна (тогда своего непосредственного начальника) сфальсифицировали документы, которые необходимы для возбуждения уголовного дела в отношении господина Паршука. Проще говоря, следователь считает, что оперативники сфальсифицировали закупку наркотиков – оформили документы так, будто она была, хотя на самом деле её не было. В результате Николай Паршук оказался привлечённым к уголовной ответственности.
Сергею Топоркову, Эдуарду Салихову и ещё нескольким людям инкриминируется соучастие в фальсификации другой контрольной закупки наркотиков – в отношении некоего Рыжкова, после чего Рыжков был привлечён к уголовной ответственности. Возбуждённое таким образом уголовное дело попало во Всеволожский городской суд, который со ссылкой на процессуальные нарушения прекратил уголовное преследование Рыжкова по реабилитирующим основаниям. После этого Рыжков, видимо, обратился в правоохранительные органы.