Переселение Дома книги на Невский, 28, затягивается. Город вступил с владельцем здания в фазу переговоров, которые, как поясняют в КУГИ, «будут долгими и непростыми». А пока городские власти намереваются развивать филиальную сеть — в начале ноября откроются первые 6 магазинов, а затем еще 12. Поначалу сеть будет социально ориентированной, а затем начнет приносить прибыль. Вложить в возрождение государственной книжной торговли в Петербурге планируется 580 миллионов рублей.
Вселение городского Дома книги в Дом Зингера на Невском, 28, затягивается. Город вступил с арендатором здания в фазу переговоров, которые, как поясняют в КУГИ, «будут долгими и непростыми». А пока городские власти намереваются развивать филиальную сеть — в начале ноября вернутся первые 6 магазинов Дома книги, а затем еще 12. Поначалу сеть будет социально ориентированной, а затем начнет приносить прибыль. Вложить в возрождение государственной книжной торговли в Петербурге планируется 580 миллионов рублей.
О том, что в начале ноября заработают первые книжные магазины сети Дома книги, журналистам сообщили на специально созванной для этой цели пресс-конференции, посвященной мерам по оздоровлению компании ОАО «Торговая фирма «Санкт-Петербургский дом книги». Сейчас эта фирма находится в состоянии банкротства, но городские власти планируют «восстановить ее финансово-экономическое благополучие».
С помощью инвестора ООО «Дом кКниги» уже погашена задолженность перед основными кредиторами городской книготорговой сети на сумму 109 миллионов рублей. Как сообщил первый зампредседателя комитета по печати и по совместительству председатель совета директоров ОАО Сергей Серезлеев, 10 октября на судебном заседании будет подано ходатайство о прекращении разбирательства по вопросу банкротства. «У нас есть все основания предполагать, что ходатайство удовлетворят», - заметил он.
Представитель ООО «Дом книги» Игорь Ипполитов подтвердил, что 109 миллионов кредиторам уже перечислены. «Мы выплатили их всем, кроме ООО «Санкт-Петербургский дом книги» (структура ПАН, которая и ведет торговлю в Доме Зингера), поскольку они не представили нам свои реквизиты, - рассказал он. - Но эти деньги положены на депозит, откуда кредитор сможет забрать их в любой момент». Правда, кроме первоочередных долгов остаются еще дополнительные — на сумму 280 миллионов рублей, но их «ТФ «Санкт-Петербургский дом книги» будет гасить постепенно. Хватит ли оставшихся средств на восстановление книготорговой сети — неизвестно, но Ипполитов уверенно заявил, что в случае необходимости в развитие книжной торговли могут быть вложены и дополнительные суммы.
Что касается книжных магазинов, то первое время их будет шесть, и откроются они по старым адресам (в помещениях закрытых сейчас филиалов Дома книги) — на Пушкинской улице, на Литейном проспекте, в домах 30 и 60, на улице Ленина, на Богатырском проспекте и в Кронштадте. Три торговые точки, подчеркнул Ипполитов, станут специализированными — научная литература, книги по медицине и техническая книга. «Не секрет, что торговля по этим направлениям практически не приносит прибыли, - отметил инвестор. - Но на первом этапе мы будем сохранять социальную направленность, а о прибыли подумаем в дальнейшем».
«ТФ «Санкт-Петербургский дом книги» планирует довести количество своих филиалов до восемнадцати. И как подчеркнула глава КУГИ Мария Смирнова, на все торговые точки городом наложены строгие обременения — не менее 20% площадей должно быть отведено под книжную торговлю. О том, что будет на оставшихся 80%, ни инвестор, ни представители городских властей рассказывать не стали, но сообщили, что в самое ближайшее время уставный капитал «ТФ «Санкт-Петербургский дом книги» будет увеличен на 49%, а контрольный пакет акций этого предприятия перейдет городу.
Но с помещениями на Невском проспекте ситуация труднее. «Мы временно — на период реконструкции Дома Зингера — занимали дом 62 по Невскому проспекту, - напомнил Серезлеев. - Но, поскольку реконструкция окончилась, должны были вернуться в свои исторические стены и временную площадку освободили. Снова возвращаться на нее не планируем и рассматриваем для своего магазина только один адрес — Невский проспект, 28».
Напомним, сейчас Дом Зингера занимает «Петербургское агентство недвижимости» (ПАН), а книжной торговлей занимается структура, подконтрольная владельцам здания, - «ООО «Санкт-Петербургский дом книги». Между тем по условиям договора аренды ПАН обязано передать на правах субаренды городу помещения площадью 4,106 тысячи квадратных метров на срок до 2047 года. И 21 августа 2012 года КУГИ направил хозяевам Дома Зингера письмо с требованием предоставить эти площади книжному магазину ОАО «ТФ «Санкт-Петербургский дом книги». В том случае, если это требование в течение месяца не будет выполнено, комитет обещал обратиться в суд.
Любопытно, что в конце августа (через неделю после того, как город объявил о намерениях вернуть свою книжную торговлю на историческое место) в редакции петербургских изданий поступило обращение «коллектива работников ООО «Санкт-Петербургский дом книги» к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко. Авторы просили не выселять их из Дома Зингера и «создать общественную комиссию», чтобы решить, кто будет отвечать за книготорговлю на этом месте. Авторы письма также подчеркивали, что смольнинское предприятие «ТФ «Санкт-Петербургский дом книги», которое хочет потеснить структуру ПАН на Невском, 28, работает непрофессионально и находится в состоянии банкротства.
Надо отметить, что обращение не произвело сильного впечатления на представителей Смольного. Во всяком случае, вице-губернатор Василий Кичеджи в ответ на просьбу корреспондента «Фонтанки» прокомментировать это письмо заявил: «Мне не важно, чья компания будет находиться в Доме Зингера. Важно, чтобы она соблюдала закон, а по закону владельцы должны предоставить городу площади в субаренду».
Однако, как выяснилось на пресс-конференции 9 октября (то есть уже через полтора месяца после вручения письма), о суде речи пока не идет. «Мы находимся на первой стадии долгих и непростых переговоров, - пояснила Мария Смирнова. - Мы сделали ПАНу свое предложение. Они нам — свое. Поэтому сейчас пока можно говорить только о том, что состоялся обмен первичными заявлениями». По информации «Фонтанки», спор идет о сумме, за которую ПАН пустит городское предприятие на арендованную им территорию Дома Зингера.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"
Запутанная история Дома книги началась еще в 1999 году. По решению губернатора Владимира Яковлева Дом Зингера был передан Петербургскому агентству недвижимости в долгосрочную аренду. Компания обязалась реконструировать здание и приспособить его для современного использования — создать в нем бизнес-центр. Обязательным условием было сохранение хотя бы в части здания книжной торговли. До 2003 года эти помещения занимал городской Дом книги, получивший название ОАО «Торговая фирма «Санкт-Петербургский Дом книги».
В ноябре 2006 года, когда Дом Зингера наконец открылся после реставрации, на трех этажах этого здания расположился Дом книги. Однако буквально через две недели после открытия выяснилось, что на чеках книжного магазина стоит надпись «ООО «Санкт-Петербургский дом книги», то есть помещения в Доме Зингера занимает компания, принадлежащая ПАНу, а городская книготорговая фирма по-прежнему «сидит» на временной площадке на Невском, 62 — в 2008 году этот магазин закрылся, и бывший городской Дом книги некоторое время существовал только в виде 11 своих филиалов в разных районах города.
В 2011 году ОАО «Торговая фирма «Санкт-Петербургский дом книги» оказалась под угрозой банкротства. С соответствующими исками в Арбитражный суд обратились ООО «Северо-Западное книготорговое объединение» и ООО «Меркурий». Как объясняли «Фонтанке» в «Северо-Западном книготорговом объединении», компания уже несколько лет не может взыскать с ТФ «Дом книги» несколько миллионов рублей, и иск о банкротстве – это единственная возможная мера в такой ситуации.
О конкретных планах спасения городской книготорговой сети стало известно только в июле 2012 года. Председатель комитета по печати Александр Лобков заявил СМИ, что Смольный намерен подписать с инвестором соглашение о передаче 49% акций предприятия частному капиталу. Взамен тот обязуется погасить все долги обанкротившегося городского предприятия. Развитием книготорговли решила заняться структура, близкая к главе азербайджанской диаспоры в Петербурге - бизнесмену Вагифу Мамишеву. Для заключения контракта с городом было создано ООО «Дом книги». Единственной владелицей предприятия значилась Лейла Мамишева, племянница бизнесмена и советника губернатора Вагифа Мамишева. Соглашение, по которому эта компания обязалась погасить в течение года задолженность на сумму 176 миллионов рублей и вложить еще около 500 миллионов в дальнейшее развитие книжной торговли, подписали 16 августа. Тогда же стало известно и о намерениях Смольного вернуть прежнему Дому книги площади в Доме Зингера.