Позвонил приятель и сказал, что его товарища увольняют. Собственно, в увольнении человека с воинской службы ничего необычного нет – всех рано или поздно увольняют, но потом мне рассказали, как его увольняют, – история показалась мне интересной.
Капитан 1-го ранга Кирик Борис Алексеевич, начальник 208-го военного представительства, что призвано осуществлять контроль качества принимаемой продукции на ОАО «Адмиралтейские верфи», должен был бы служить до 2015 года, и служил бы, если б он вел себя, по мнению начальства, более благоразумно.
Расскажем о том, что же под этим благоразумием следует понимать. Не так давно в СМИ просочилась информация, что Министерство обороны РФ практически готово к тому, чтоб в 2012 году расформировать военный сектор ЦКБ «Лазурит» (Нижний Новгород).
Поначалу этому ЦКБ был заказан глубоководный спасательный комплекс (ГВК-450) для спасательного корабля «Игорь Белоусов», что будет достраиваться Адмиралтейскими верфями по заказу МО РФ. По проекту корабль должен обеспечивать работу 12 водолазов на глубинах до 500 метров, а также проведение декомпрессии 60 (предельно до 100) спасаемых подводников, доставляемых на него СГА (спасательный глубоководный аппарат).
Вначале он был заказан ОАО ЦКБ «Лазурит», но потом вдруг решили закупить эти комплексы в Великобритании.
Якобы Министерство обороны и ОАО ЦКБ «Лазурит» не сошлись по вопросам себестоимости, и министерство решило показать «Лазуриту», что не один он в целом мире – есть еще и конкуренты. Правда, у конкурентов и стоимость повыше, да и глубина погружения меньше.
И вот теперь выясняется, что это все не совсем слухи.
Действительно, есть государственный контракт, по которому ОАО ЦКБ «Лазурит» должно было создать глубоководный водолазный комплекс ГВК-450, и, по состоянию на 1 декабря 2011 года, «Лазурит» выполнил работы на 65 - 70%, а Министерство обороны приняло эти работы на сумму 300 миллионов рублей. Общая же сумма расходов по данному проекту составила 800 миллионов рублей.
И вдруг в том же декабре 2011 года в адрес начальника 208-го военного представительства МО - капитана 1-го ранга Кирика Б. А. был направлен некий протокол, подписанный тремя директорами предприятий (ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО ЦКБ «Алмаз» и ОАО «Тетрис Про»), на поставку такого же ГВК, смысл которого – сделать поставщиком серийного комплекса ГВК-450 не ОАО ЦКБ «Лазурит», а ОАО «Тетис Про», которое поставит как бы серийно выпускаемый комплекс ГВК-450 производства фирмы Divex (Шотландия).
То есть ОАО ЦКБ «Лазурит» уже заплатили деньги, и немалые, и у него комплекс практически готов, а тут неожиданно оказывается, что надо бы все начать с самого сначала, в том числе и оплату деньгами.
Но если все начинать с самого начала, то необходимо оформление решения министра обороны РФ, а также необходимо корректировать государственный контракт, но это может сделать только министр обороны РФ - как государственный заказчик по договору.
Кроме того, серийно изготавливаемого комплекса ГВК-450 не существует ни у кого, и у компании Divex в том числе (о чем вышеуказанный протокол скромно умалчивает). Его только будут разрабатывать, создавать, снова с самого начала, но уже сейчас, по представленным документам, понятно, что по своим техническим характеристикам предлагаемый комплекс на 25 - 30% хуже уже создаваемого ОАО ЦКБ «Лазурит» и не соответствует ТТЗ на судно.
То есть на строящийся корабль хотят поставить оборудование производства, которого еще и в природе нет, но по предложенным характеристикам оно уже хуже того, что почти на 70% готово у «Лазурита».
И еще: для установки его на судно потребуются значительные переделки корпуса, который уже находится на стапеле, а спуск и сдача судна отодвигаются минимум на год от запланированного.
И потом, ориентировочная стоимость предлагаемого ОАО «Тетис Про» комплекса ГВК-450 - 1,2 млрд рублей, и что же теперь делать с уже вложенными в создание комплекса 800 млн рублей?.
Как только капитан 1-го ранга Кирик Б. А. в том же декабре 2011 года задал все эти вопросы руководству предприятий, он был немедленно вызван к начальнику Главного управления кадров Минобороны. Тот объявил ему, что капитан подал недостоверные сведения о доходах и на этом простом основании подлежит увольнению в запас, но он готов пойти на встречу, если будет написан рапорт по собственному желанию.
Вот так. Никаких разъяснений и объяснений – в запас.
Капитан 1-го ранга, прослуживший в отечественном ВМФ 30 лет, удостоенный правительственных наград, в том числе Ордена Почета, отказался добровольно писать рапорт на увольнение и написал письмо о сегодняшнем состоянии дел с ГВК-450 господину Рогозину, что теперь осуществляет контроль за всем происходящим в нашем ВПК. Ответа от господина Рогозина пока нет.
Александр Покровский