В уходящем году петербургская художественная жизнь была не слишком насыщенной. Основными событиями стали гастрольные проекты, связанные с перекрестным культурным обменом «Россия–Италия» и «Россия–Испания», а самые интересные выставки проходили в Эрмитаже. В остальном Петербург 2011 года в арт-сфере трудно назвать культурной столицей.
За последние несколько лет Эрмитаж обогатил свою традиционно великолепную программу классических выставок показами современного искусства отменного качества, и сегодня в музее фактически сконцентрировалась художественная жизнь всего города. В рамках культурного обмена в течение года в залах гостили шедевры старых мастеров из коллекции Прадо, барочная живопись из музеев Андалусии и фантастические гротески Пиранези, римский неоклассицизм и итальянское искусство XIX века. Другие выставки были не менее значительными: «Гроза» Джорджоне, «Любовное письмо» Вермеера и «Бог Отец» Джотто, сокровища Саудовской Аравии и исламская архитектура, скульптурная расчлененка Генри Мура, фотоисповедь Анни Лейбовиц, наконец, ржавые «роботы» Энтони Гормли, которых впервые пустили в залы античного искусства посоревноваться в жизнеподобии с Венерами и Дионисами. Последней выставкой Эрмитаж продемонстрировал готовность экспериментировать, в том числе с самыми консервативными частями своего собрания, и вероятно, можно рассчитывать на столь же смелые проекты в будущем.
На фоне этого разнообразия достижения Русского музея выглядят довольно блекло. Если Эрмитаж может себе позволить составлять программу только из привозных выставок, здесь работа должна идти прежде всего в направлении отечественных проектов. Между тем, крупных ретроспектив было всего две – показали пронзительного экспрессиониста Бориса Григорьева и главного русского импрессиониста Константина Коровина, состоялось несколько сборных выставок: народное искусство, монотипии, произведения русских художников на тему танца и работы современных российских деятелей на тему… ворот и дверей, можно было познакомиться с творчеством ряда второстепенных художников советской эпохи. В рамках обменных программ прошли выставки испанского постмодерниста Рафаэля Фортесы и итальянского фотографического пейзажа второй половины ХХ века. Это, собственно, практически все события года. В то же время музей принял выставку американской миллиардерши Аны Царев, копирующей постимпрессионистов и использующей свои деньги для того, чтобы «раскрутиться» в качестве современного художника. А экспозиция древнерусского искусства «Святая Русь», прогремевшая в прошлом году в Лувре, была значительно изменена и буквально сослана в Михайловский замок, так что не вызвала в Петербурге никакого резонанса.
Помимо Эрмитажа и Русского музея программы культурного обмена изрядно обогатили афиши разных выставочных пространств: в Манеже можно было увидеть современное искусство Италии, в «Росфото» – ретроспективу итальянской фотографии с середины XIX века до неореализма, а лофт-проект «Этажи» представил актуальные арт-тенденции Италии на выставке «Без страховки».
С каждым годом в Петербурге проходит всё больше фестивалей, биеннале и передвижных выставок: «Бумфест» – фестиваль рисованных историй, «КвирФест» – толерантности и свободы от гендерных стереотипов, «Граффест» – граффити и стрит-арта, «Киберфест» – кибернетического искусства. Вошли в традицию биеннале «Диалоги» и «Архитектура Петербурга», в «Этажи» приезжают выставки фотоконкурсов World Press Photo и «Золотая черепаха». В мае полсотни учреждений в четвертый раз участвовали в «Ночи музеев», в июне аналогичное мероприятие – «Ночь актуального искусства» – впервые организовали десять галерей города. Самый интересный из фестивалей, проект фонда «Про Арте» «Современное искусство в традиционном музее», в этом году отметил свое десятилетие, и в 12-ти городских музеях развернулись разнообразные, концептуальные и остроумные выставки, а в Петропавловской крепости показывали ретроспективу лучших проектов фестиваля за прошедшие годы.
Главный юбилей года – 300-летие со дня рождения Михаила Ломоносова: этой дате были посвящены крупные выставки в Эрмитаже, Музее городской скульптуры и ряде других музеев. Дворец Меншикова тоже отметил свое 300-летие экспозицией об истории здания. В Музее истории Петербурга собрали выставку про Адмиралтейство, приуроченную к 250-летию Андреяна Захарова, который превратил кусок промышленной застройки в шедевр архитектуры классицизма. Свои маленькие юбилеи отпраздновали и некоторые арт-галереи города: Галерея Марины Гисич по случаю десятилетия заполнила лучшими работами своей коллекции все этажи дома, галерея Art re.Flex с размахом отметила 5 лет деятельности.
Впрочем, обилие выставок и фестивалей еще не означает, что арт-Петербург и впрямь культурная столица. Об этом жестко и без обиняков высказались двадцать городских художников, собрав под конец года в AL Gallery выставку с отталкивающим названием «Говно». Грязь и неустроенность, уничтожение памятников и безликое строительство, отсутствие инфраструктуры и поддержки современного искусства – всё это определяет облик города в большей степени, нежели умные выставки и культурные обмены. И тут, к сожалению, 2011 год не принес никаких положительных изменений.
Ольга Лузина, специально для «Фонтанки.ру»
Художественные итоги года с Ольгой Лузиной: И жизнь, и слезы, и дерьмо
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ