В Доме кино закончился четырнадцатый по счету фестиваль «Чистые грезы», ведомый главным скоморохом отечественного кино Александром Башировым. Казалось, этому фестивалю навсегда суждено остаться богемным междусобойчиком, но в этом году он проявил волю к развитию.
Возраст у фестиваля вполне себе кризисный – подростковый, четырнадцать лет всё-таки. Те условия, в которых «Чистые грезы» формировались, ушли в прошлое, мир стал другим, и то, что 14 лет назад было новостью, теперь уже вчерашний день. А 14 лет назад «Чистые грезы» выглядели не столько даже фестивалем, сколько частью веселого богемного разгильдяйства – как выяснилось, по совместительству, прощальным его приветом. Эпилогом вышедшей на поверхность контркультуры. В дальнейшем «Грезам» будет уготована судьба рудимента, забавного напоминания о бурной молодости – не более того. Что для фестиваля, конечно, мало. Первооткрывательский восторг по отношению к фильмам Константина Селиверстова, Светланы Басковой и прочих доморощенных «проклятых поэтов» поутих. Сами они прочно вросли в массовую культуру (скажем, если вбить в поисковике название самого известного фильма Басковой – «Зеленый слоник», вылезет статья на популярном комическом ресурсе, где фильм определяется как «культовый в среде любителей околохудожественного трэша»). Эпоха перемен закончилась.
В этом году «Чистые грезы» наконец решились расстаться с амплуа привета из прошлого и хоть как-то примириться с днем сегодняшним. Вполне красноречиво об этом уже свидетельствует факт, что Гран-при получил не очередной «слоник», а победитель Роттердамского фестиваля - фильм Серхио Кабальеро «Край света». Не потому что картина рассказывает о двух русскоязычных привидениях (в фильме их сыграли украинцы), а для «любителей околохудожественного трэша» это может оказаться лакомо. Скорее, потому что фильм этот вполне соответствует проклятому фестивальному принципу «Best of the Best», по которому «Грезы» в этом году и слепили.
Практически весь конкурс «Чистых грез» был составлен не из премьер – в современных условиях это практически невозможно для смотра подобного (скажем честно, скромного) масштаба, а из картин, уже фигурировавших на прочих, вовсе не отличающихся радикальностью смотрах. Молодежная драма с лесбийским уклоном «Анархия в Жирмунае» участвовала в последнем Московском кинофестивале и победила в его параллельном конкурсе; забавная лента про старшеклассника, ставшего королем порноиндустрии, «Бес.Порно» украинского режиссера Александра Шапиро была показана в Перми на «Текстуре». Наконец, «Бездельники» Андрея Зайцева и вовсе успели выйти в российский прокат; «Суходол» – дебют режиссера Александры Стреляной по мотивам повести Бунина – фигурировал в конкурсе «Кинотавра». Участвовавшие в международном конкурсе казахстанская лента «Риелтор» и азербайджанский «Участок» уже были показаны на фестивале «Киношок», хотя фильмы эти, скорее, соответствуют канонам «Грез» старых. Они сняты «смело» – и это главная похвала в их адрес. Не говоря уже о магии словосочетания «смелый казахский фильм».
Но увы, смелость как качество фестиваля в современности не работает. Его смысл – стать прокатной площадкой для непрокатного кино. Ни у «Анархии», ни у «Края света», ни у «Бес.Порно» никаких шансов на существование в кинотеатрах нету – так что эту функцию должны выполнять подобные смотры. Конечно, участь не такая завидная, как «очаг неофициальной культуры». Но другого пути к актуальности и соответствию духу времени, кроме аккуратного выполнения социального заказа, в данном случае не существует.
Иван Чувиляев,
«Фонтанка.ру»
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»
На фестивале «Чистые грезы» «Зеленого слоника» поменяли на привидений
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ