Самый молодой из главных режиссеров Петербурга, Руслан Кудашов возглавляет Большой театр кукол уже пять лет. За этот срок БТК вышел в театральной жизни города на передовые позиции, а Кудашов воспитал студенческий курс, который без преувеличения можно назвать одним из лучших в Петербурге за последнее время. «Фонтанка» поговорила с Кудашовым о будущем театра и его традициях.
– Что ожидает зрителя на 81-м году существования БТК?
– Сейчас на повестке дня – выпуск шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» в постановке замечательного режиссера Галины Бызгу и с участием студентов моего курса, на котором она преподает. Премьера состоится в июне. Это, кстати, будет восьмая премьера нашего театра за сезон, так что мы, как видите, работаем достаточно активно. Есть, разумеется, планы на следующий сезон, но о них пока я бы предпочел не распространяться.
– Ваши студенты, без пяти минут выпускники, так активно занятые в репертуаре БТК, полным составом останутся в труппе?
– Хотелось бы надеяться на это. У нас такая возникла проблема, что ребят наших призывают в армию. Я против армии ничего не имею, сам служил, но ведь, прямо скажем, у нас сейчас в армию идут далеко не все. И зачастую не потому, что они заняты каким-то важным, социально значимым делом, а по другим каким-то причинам. А наши ребята работают в театре, работают много – и прежде всего для детей, приобщая их к культуре, сообщая им некие начальные представления о добре и зле, об искусстве. И разве это для страны не важно? Разве невозможно сделать некое исключение, договориться о прохождении альтернативной службы, чтобы не раскалывать уже слаженный, показавший себя в работе творческий коллектив? У нас вообще к детскому театру в стране такое снисходительное отношение, мол, это несерьезное нечто, что и финансируется по остаточному принципу. Ну вот скажите мне, почему на встрече премьер-министра Путина с театральными деятелями не было фактически ни одного представителя от детского театра? Не можете ответить? Я тоже не могу.
– А если о курсе продолжить разговор, как вам удалось воспитать такой яркий коллектив?
– Ну тут не только моя заслуга. У нас на курсе собралась отличная компания педагогов, и каждый что-то свое до ребят старался донести. Особенно большой вклад – у Сергея Бызгу и Яны Туминой: мне кажется, не было бы их, ничего не получилось бы, ну или получилось совсем иначе.
– Вы посвятили свой новый спектакль «Покаяние и прощение» легендарному руководителю БТК Виктору Сударушкину. Ощущаете некую преемственность?
– Для меня вопрос, насколько я подхожу этому театру с его мощной историей и традицией, до сих пор открыт. А о прошлом театра я, конечно, размышляю, размышляю и о судьбе Сударушкина. Не так давно прочитал некий документ советских времен, в котором его обвиняли, что он-де «деградировал» и не соответствует уровню актерского ансамбля. Этого режиссер, отдавший БТК всю жизнь, уже не смог перенести. И я понимаю, что подобный приговор может быть вынесен любому режиссеру в любом времени и пространстве. Наш новый спектакль – это попытка покаяния перед Сударушкиным и надежда на прощение. Так что посвящение в афише – это не формальность.
Андрей Пронин,
«Фонтанка.ру»
Фото: puppets.ru.
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»