Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть Общество Стратегия 31 "Скажите, далеко ли до Смольного?"

"Скажите, далеко ли до Смольного?"

1 201

Двух километров не хватило петербургским оппозиционерам до «взятия» Смольного 31 марта. 3 километра 200 метров за полтора часа удалось пройти участникам «Марша несогласных» во главе с политиками федерального масштаба Борисом Немцовым и Ильей Яшиным. Оппозиционеры несколько раз прорывали кордоны ОМОНа, бегали от стражей порядка с флагами с цифрой «31», в минуты затишья смеялись с силовиками над фразой «незаконное шествие», а под занавес Немцов с соратниками решили покинуть блокированную ОМОНом Мытнинскую улицу на троллейбусе.

"Круто мы сегодня зажгли. Спасибо всем. Немного не хватило до Смольного, однако до победы осталось совсем чуть-чуть", - так по итогам акции Немцов, принявший решение не прорывать очередной, более основательный - тройной кордон ОМОНа, прокомментировал шествие несогласных по тротуарам Невского проспекта. Среди сотни задержанных сегодня звучали фамилии многих уже привычных активистов. Даже лидеров арт-группы "Война" и координатора сайта "Заливает.СПб". Не было Резника.

За полчаса до начала акции у Гостиного двора было немноголюдно, силовики привычно предупреждали о том, что предстоящий митинг несанкционирован и будет разогнан. Среди новшеств: будущие полицейские представляются — первым выступил инспектор внутренних дел по Центральному району. Он призвал протестные массы к законности, сознательности и правопорядку. В противном случае обещал применение физической силы и спецсредств.

Появившиеся на площади в фиолетовых свитерах лидеры российской оппозиции Борис Немцов и Илья Яшин доказали, что они близки не только идеологически, но и стилистически — одеты демократично, марки неизвестны. Поклонников творчества у Немцова оказалось много, поэтому, как только он начал раздавать экземпляры нового доклада «Путин. Коррупция», написанного в соавторстве с руководителями пока незарегистрированной Партии народной свободы, его облепили страждущие, образовавшие плотное кольцо. Журналисты в стороне не остались и стремглав бросились в толпу, усилив и без того не слабую давку.

«Пресса! Отойдите! Вы мешаете!» - ровно в 18.00 закричали оппозиционеры, попытавшиеся растолкать «акул пера». Те оказались неуёмны и просьбу проигнорировали. Пришедшие замерли в ожидании выступления Немцова, который «рубанет всю правду-матку», однако, освободившись от тисков настойчивых сторонников, политик вместе с соратниками неожиданно (к недоумению стражей порядка) спустился в подземный переход.

По тротуару колонна прошла мимо Екатерининского сада, после чего участники шествия начали скандировать традиционные речовки — требовали свободу, просили отправить Владимира Путина в Магадан и соблюдать Конституцию. Беспрепятственно (за исключением случаев, когда фотографы в погоне за удачными кадрами блокировали оппозиционеров) несогласные проследовали до Аничкова моста, где силовики предприняли первую (довольно неловкую) попытку блокировать движение. Однако немногочисленным омоновцам (всего около 10 человек) почти никого задержать не удалось. С криками «Вперед!» участники марша ринулись к дворцу Белосельских-Белозерских, где будущие полицейские снова попытались разогнать шествие, но и тут неудача — Немцов и компания обошли оцепление по проезжей части. Впрочем, «уловом» помельче представители власти, похоже, остались довольны: несколько активистов все же были задержаны, особо усердствовавшие выбежали на дорогу, стараясь оторваться от «хвоста», а сотрудники правопорядка буквально сиганули за ними. Тут и флаг с цифрой «31» «другороссы» развернули, и дымовые шашки неизвестные запустили (правда, почему-то не в сторону ненавистных силовиков, а под ноги фотографам).

В рядах лидеров оппозиции наблюдалась растерянность — молодежь, «делавшая ноги», нарушая правила дорожной безопасности, на призывы старших товарищей не реагировала. Решили вернуться к не сумевшим прорваться через кордон, их как раз «паковали», однако, поняв, что ничем помочь уже не могут, пошли дальше. Снова кричалки про Путина и Матвиенко, сравнение российского премьера с ливийском лидером Муаммаром Каддафи (автор проведенных параллелей экс-депутат ЗакСа Сергей Гуляев).

«Внимание! Вы не только нарушаете ФЗ о проведении публичных мероприятий, но и конституционные права других граждан!» - увещевали стражи порядка.

«Милиция с народом! Не служи уродам!» - уже знакомой кричалкой ответили несогласные.

На пересечении Невского с улицей Марата омоновцы, казалось, основательно подготовились, и на этот раз журналисты ждали «мочилова» в лучших традициях голливудских блокбастеров, однако как только автозак, набитый силовиками, приблизился к тротуару, оппозиционеры, демонстрируя неплохую физическую форму, побежали (что символично) в сторону площади Восстания. Там вертолет, на протяжении всей акции круживший в небе над Невским проспектом, опустился рекордно низко, заглушая скандирование и поднимая пыль, которая летела в глаза демонстрантов (к слову, часть самых модных обзавелась солнечными очками, поэтому тяготы оппозиционного мероприятия они стойко перенесли).

Участники марша перешли на зеленый светофор дорогу, по Лиговскому продолжив путь на Смольный. Часть, кстати, упорствовала, желая перейти на красный, объясняя это тем, что «дорога каждая минута».

«Я боюсь!» - вскрикнул кто-то.

«Граждане, отойдите с проезжей части, чтобы никого не задавила машина», - заботливо призывали силовики.

«Слушай, давай без лозунгов пройдем, а у Смольного забабахаем!» - хорохорились «касьяновцы», демонстрируя креативный подход к вопросу.

«Ага, ты «другороссам» об этом скажи», - одернул его соратник.

Марш превращался в безмолвное шествие, когда омоновцы предприняли четвертую попытку задержать «бунтовщиков», противостояние вылилось в небольшую потасовку на проезжей части. Недовольные водители сигналили, Немцов упорствовал... Выход один — всем на тротуар. Политик продолжил победное шествие, свернув на 4-ю Советскую улицу, и снова никто особенно препятствовать не стал - будущие полицейские выдвигали два требования: не нарушать ПДД (не выходить на проезжую часть) и... не материться!

Оппозиционеры возмущались, что по нечищеным тротуарам идти невозможно (объективно скользко), воодушевившись, вышли на Суворовский проспект и там очередное рандеву с ОМОНом, несогласные избежали с ним общения тет-а-тет, решив «брать Смольный» окольными путями: свернули на 6-ю Советскую. Заметно подуставшие от ходьбы сотрудники правопорядка расслабились и стали шутить.

«Уважаемые граждане! Ваше шествие незаконно», - сквозь смех сказал один. Толпа встретила его слова смехом и аплодисментами.

«Ничего смешного!» - попытался придать обращению серьезность его товарищ. Безуспешно, чего уж там.

В небе снова показался голубой вертолет.

«Долетел, урод!» - злобно прошипела старушка в бежевом пальто.

«Сейчас бомбить будут!» - с сарказмом добавил ее попутчик.

На Дегтярной улице колонну ждал неприятный сюрприз — тройной кордон ОМОНа. Немцов, Яшин, Гуляев, «касьяновец» Андрей Пивоваров и исполнительный директор ОГФ Ольга Курносова устроили двухминутный консилиум: они пришли к выводу, что прорваться нереально (даже с разбегу), стихийный митинг решили не устраивать.

«Назад!» - вскрикнул кто-то, и все снова вернулись на 7-ю Советскую. Когда колонна вышла на Мытнинскую улицу, ее блокировали сразу с двух сторон. Очередной виток растерянности наблюдался в рядах заявленной объединенной оппозиции. Нестандартный подход к «антисмольнинскому снаряду» продемонстрировал Гуляев, он предложил всем погрузиться в подъехавший троллейбус и таким образом покинуть место скопления силовиков. Немцов идею поддержал и одним из первых, несмотря на возражения Яшина, предупреждавшего о возможной давке, залез в общественный транспорт. Все желающие, разумеется, не поместились, несмотря на команду: «Трогай!», водитель транспортного средства с места не сдвинулся. Пассажиры стали возмущаться «безобразию» и требовали объяснить, что происходит.

«Знаете, кто такой Немцов?» - поинтересовался корреспондент «Фонтанки» у пожилой пассажирки с авоськами, вынужденно впившейся в спину известного политика.

«Знаю», - недоверчиво произнесла старушка.

«Ну, вот он перед вами и стоит», - сказал корреспондент, указав на высокого мужчину, стоявшего спиной к выходу и наблюдавшего на происходившим на улице.

«Где?» - оживилась женщина, посмотрев на Гуляева.

Однако, узнав, что мужчина, которого она невольно подпирала сзади, и есть главный российский оппозиционер, пассажирка резко отстранилась, сумев выдавить из себя невразумительное: «Аааа...».

«Где Яшин?» - неожиданно забеспокоился Немцов и в поисках друга покинул общественный транспорт. Некоторые менее заметные несогласные все же не оставляли надежды уйти (то есть уехать) от омоновцев на троллейбусе. Среди них, кстати, оказался и Яшин, которого, впрочем, сотрудники правоохранительных органов, вошедшие в салон, вывели на улицу.

«Вы нарушаете право на свободу собраний!» - препирался он с будущими полицейскими.

«Вы имеете право на адвоката, на переводчика, на отказ от дачи объяснений и один звонок близким», - отчеканил страж порядка, препроводив молодого политика в автобус для задержанных. Немцова к тому моменту уже задержали.

Омоновцы взяли представителей петербургской (и не только) прессы в плотное кольцо, из которого выпустили только через 15 минут. Репортеры успели поделиться впечатлениями, продемонстрировать друг другу полученные после столкновения с силовиками ссадины, пожаловаться на промокшие ноги и попросить у стражей порядка шоколадку.

«У нас в Грузии никогда такого не бывает! Что происходит?» - недоумевала корреспондент Первого грузинского телеканала Натия Поладашвили, которую из-за отсутствия спецжилета вместе с оператором погрузили в автозак.

«Welcome!» - приветливо улыбнулись ей в ответ местные журналисты.

Александра Гармажапова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях