В деле о так называемой «13 квитанции» принято прецедентное решение: Смольнинский районный суд признал требование ООО «Жилкомсервис №3 Центрального района» заплатить за «аномально холодную зиму» незаконным. Теперь жители домов, которые обслуживает эта компания, вправе потребовать деньги, заплаченные после корректировки, обратно. А те, кто решил не платить, могут спать спокойно.
Иск к ООО «Жилкомсервис №3 Центрального района» был подан Комиссией по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области в защиту неопределенного круга лиц. Правозащитники требовали признать «13 квитанцию», которую получили жители домов, находящихся в управлении этой компании, незаконной.
Правда, для этого суду было необходимо понять, каким образом жилкомсервиc произвел перерасчет. Однако это оказалось не так просто сделать: на первое и второе заседание в феврале представители управляющей компании не принесли никаких документов. Однако судья Надежда Королева попросила их объяснить, каким образом производился перерасчет, прямо в ходе заседания. В итоге, по результатам этих коллективных математических упражнений, сотрудники жилкомсервиса представили сумму в 819 тысяч рублей, которую компания «ТГК», которая поставляет в дома этого района тепловую энергию, якобы выставила жителям одного отдельно взятого дома №53 по улице Восстания за отопление (этот дом был взят в качестве примера).
Однако на сегодняшнем, третьем заседании заместитель генерального директора ООО «Жилкомсервис №3 Центрального района» Леонид Крамов опроверг эту цифру. На этот раз представители управляющей компании подошли к заседанию суда во всеоружии: они принесли копии договора с компанией «ТГК-1», а также подробные расчеты, по которым жилкомсервис начислял «13-ю квитанцию». Судя по объяснениям заместителя директора управляющей компании, начисление происходило следующим образом. В течение отопительного сезона 2009/2010 годов жители дома №53 по улице Восстания, не оборудованного общими счетчиками, платили за отопление, исходя из нормативов, утвержденных комитетом по тарифам – то есть так, как это определено в Правилах предоставления коммунальных услуг. Всего по нормативам жители должны были заплатить 511 тысяч рублей.
Затем компания «ТГК-1» выставила жилкомсервису собственные счета. В них было указано, сколько жилкомсервис должен заплатить энергетикам не исходя из нормативов, а согласно реально потребленной энергии. При этом, по словам Леонида Крамова, возможность выставления таких счетов прописана в договоре между управляющей компанией и ТГК-1; там же указана и методика, по которой энергетики рассчитывают, сколько тепла поступило в дома, не оборудованные счетчиками. Правда, энергетики не разделяют отопление и горячую воду: для них эти два вида коммунальной услуги объединены понятием «тепловая энергия», тем более, что они просто поставляют по трубе кипяток, часть которого потом используется в ванной или на кухне, а часть – для отопления.
Согласно этим счетам, за отопительный сезон 2009/2010 годов жители дома на улице Восстания, 53, должны были ТГК-1 1,1 млн рублей. Затем, как это предписывают Правила предоставления коммунальных услуг, для начисления «13-й квитанции» коммунальщики должны были вычленить из этой общей суммы плату за отопление, а потом сравнить ее с той суммой, которую жители весь год платили по нормативам. Если цифра, представленная ТГК-1, оказалась бы больше, то, согласно все тому же закону, жители должны были доплатить за отопление, а если меньше – то горожанам нужно было вернуть деньги.
Однако это – теория. На практике же совершенно непонятно, как отделить горячую воду от отопления – ведь у жителей практически отсутствуют индивидуальные счетчики учета горячей воды, а счетчики на отопление, по оценке экспертов, вообще крайне сложно поставить в домах старого жилого фонда. И тогда сотрудники жилкомсервиса поступили очень просто: они посмотрели, сколько жители платят за тепловую энергию по нормативам, а затем рассчитали пропорцию – сколько на каждую квартиру из этой суммы обычно приходится на отопление, а сколько - на горячую воду. А затем эту пропорцию экстраполировали на счета, выставленные ТГК-1, и получили сумму в 605 тысяч рублей. При этом на вопрос судьи, почему на предыдущем заседании они сказали, что за отопление энергетики выставили 809 тысяч, Леонид Крамов ответил, что это была «техническая ошибка».
Однако на этом все расчеты жилкомсервиса не закончились. Как рассказал судье Надежде Королевой заместитель директора компании, их сотрудники обратили внимание, что в феврале 2009 года, когда средняя температура воздуха была -3,9 градуса, ТГК-1 выставила к оплате одну сумму, а в марте 2010 года, когда температура была меньше и, следовательно, к оплате нужно было выставить гораздо меньшую сумму, – еще больше. В связи с этим жилкомсервис написал энергетикам письмо, в котором попросил пересчитать плату за тепловую энергию за указанный период, уменьшив ее на 20 тысяч. Удивительно, но те согласились на перерасчет и скостили сумму долга.
Таким образом, по счетам ТГК-1 жители домов должны были заплатить 585 тысяч (605 минус 20), а по нормативам заплатили 511. Значит, следуя логике жилкомсервиса, 74 тысячи жители должны были доплатить – в виде той самой «13-й квитанции».
Правда, механизм начисления вызвал у судьи вопросы. Она несколько раз спросила Леонида Крамова, какими нормативными актами руководствовался жилкомсервис, когда вычленял из счета, выставленного ТГК-1 за тепловую энергию, плату за отопление. Но на какой-либо закон он так и не сослался. «Я считаю, что принципа разграничения не существует. Единственный возможный способ – математический», – ответил он.
В итоге математических споров судья приняла решение признать требование ООО «Жилкомсервис №3 Центрального района» противоправным. Как же поступить теперь жителям домов, подведомственных этой компании? Как объяснила «Фонтанке» руководитель юридической службы Комиссии по недвижимости Екатерина Метелева, теперь те жители, кто не заплатил по «13-й квитанции», могут забыть про эту обязанность, а сам жилкомсервис не имеет права начислять им пени. Те же, кто заплатил за «аномально холодную зиму», должны будут подать заявление на обратный перерасчет, приложив к нему копию решения суда. Образец заявления правозащитники обещают разработать в ближайшее время.
Правда, у жилкомсервиса еще есть возможность обжаловать данное решение в городском суде. Заместитель директора компании Леонид Крамов от комментариев отказался. Однако его коллеги, сидевшие в зале, после оглашения решения сказали корреспонденту «Фонтанки»: «Рано радуетесь». Так что, похоже, вся борьба против «13-й квитанции» еще впереди.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"