Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры Современник (фото)

Современник (фото)

561

28 февраля 2011 года художественный руководитель Александринского театра и московского Центра им. Мейерхольда, многократный лауреат разнообразных премий и фестивалей, автор восьми с лишним десятков спектаклей и одного кинофильма, режиссер Валерий Фокин отмечает 65-летний юбилей. «Культурная столица» присоединяется к поздравлениям.

Фокин – из поздних шестидесятников, из тех, чье личностное и творческое формирование пришлось на финальную фазу хрущевской оттепели. В этом творческом поколении – вернее, в лучших его представителях – вы уже не найдете наивной восторженности и форсированной эмоциональности их предшественников, как не найдете и прекраснодушного стремления говорить от имени всех (поколения, общества, народа) и со всеми. Семидесятые стали порой индивидуального творческого поиска, – этот поиск был делом непростым, требовал внутренней потребности и навыка ходить не в ногу, требовал саморазвития и выработки кругозора, без скидок на «железный занавес» и рамки официальных разрешений. Валерий Фокин стал одним из тех крупных советских режиссеров, перед которыми время поставило задачу выработки нового типа театрального высказывания. Страна расселилась по отдельным квартирам, и коммунальный быт с присущим ему инфантилизированным сознанием уходил в прошлое. Фокин с первых своих работ адресуется к зрителю-индивидуальности, к взрослому сознательному человеку. Став в 70-е годы штатным режиссером московского «Современника», он во многом определяет новое лицо этого театра, свободное от романтических улыбок 60-х, более сдержанное, более интеллектуальное.

"Спортивные сцены 1981 года". Театр им. Ермоловой, 1986



Валерий Фокин периода «Современника» был одним из тех, кто реабилитировал понятие «русского психологического театра». В его спектаклях по современным текстам – Вампилова, Рощина, Васильева, Казанцева – на первый план неизменно выходили не политические материи выморочных классовых баталий, а душевные пейзажи героев в узнаваемом социальном антураже, их, героев, маета, их проблемы выбора и самоопределения, их размышления о смысле существования и чести. Разговор шел без крика, без истерики, что слегка усыпляло нашу неизменно глупую цензуру, – столь острых столкновений с нею, как у иных его коллег по цеху, у Фокина не случалось. И в том же «Современнике» 30 лет назад рождается спектакль «И пойду... И пойду…», созданный Фокиным с актерами Константином Райкиным, Еленой Кореневой и Авангардом Леонтьевым по мотивам текстов Достоевского, среди которых болезненные и невыносимые «Записки из подполья». Смелый экспериментальный спектакль, основанный на непринужденном, свободном диалоге с классикой, обозначил как способность и вкус режиссера к актуальной театральной трактовке хрестоматийной литературы, так и авторское понимание неистребимой преемственности социально-психологических проблем – что при царе, что при генсеке. А еще в спектаклях Фокина всегда была театральность, та самая, что называется сценическим языком – когда режиссер разговаривает со зрителем не только репликами персонажей, но расстановкой мизансцен, внезапной перебивкой ритма действия, неожиданным сценическим аттракционом, то есть средствами одному театру доступного лексикона.

"Нумер в гостинице города NN". ЦИМ, 1994



Уже короткого описания «современниковского» периода Фокина достаточно, чтобы разглядеть в нем корни его будущих свершений. И «Вирджинию Вулф» Олби, поставленную с Гафтом, Волчек и Нееловой, один из вершинных спектаклей советского психологического театра, будораживший публику, в том числе, парадоксальным, необъяснимым, но разлитым в воздухе спектакля неутешительным ощущением: это не только про бесплодных Марту и Джорджа, но и про нас, советских граждан образца 1984 года. И шумный успех Театра им. Ермоловой, который Фокин возглавит в 1985-м и сделает форпостом перестройки: знаменитые спектакли «Говори!» и «Спортивные сцены 1981 года» стали настоящими манифестами нового времени, показали пример сумасшедшей, по тем временам, свободы художника и его общественного высказывания.

"Арто и его двойник". ЦИМ, 2002



Но сегодня важнее написать о другом. Фокин обрел удивительное умение оставаться современником и в дальнейшем, в непростые переломные времена, когда подавляющее большинство его сверстников предпочли «часов не наблюдать», а решив тряхнуть стариной, запутывались в стрелках. Помимо таланта, который не поддается письменной фиксации даже в поздравительной заметке, порукой стали две вещи. Рано пришедшее к Фокину понимание универсальности многих «проклятых вопросов», как следствие, способность в своих работах отразить сквозь современность хрестоматийную классику и сквозь классику – повестку сегодняшнего дня. Во-вторых, его любовь к театру, поиск особенных, специальных сценических средств, толкнувший к изучению наследия Мейерхольда и других великих авангардистов, заставивший открыто и жадно впитывать опыт мирового театра, ставший доступным после падения непроницаемых политических и идеологических границ. Валерий Фокин становится своим в круге мирового театра, его приглашают на постановки в разные концы света, он преподает за границей – и, очевидно, не стесняется учиться сам.

"Женитьба". Александринский театр, 2008



Фокин, возглавивший в 1991 году Центр имени Мейерхольда, уникальную экспериментальную площадку в Москве, – и тот же, и другой, что во времена «Современника». Свою авторскую, художническую деятельность он теперь крепко увязывает с лабораторной, его центр активно ведет исследовательскую и научно-просветительскую работу, проводит семинары, мастер-классы и тренинги, поддерживает молодые таланты, совмещая интерес к мировым художественным процессам с вниманием к здешним творцам, включая далеких провинциалов, так нуждающихся во внимании публики, методической и финансовой поддержке. Новое дыхание обретают и спектакли Фокина, он много и со вкусом работает в камерной форме, ставит, в частности, два непререкаемых шедевра: «Нумер в гостинице города NN» и «Превращение» – изобретательное аттракционное пространство этих спектаклей служит своеобразным телескопом, многократно усиливая актерские возможности, да и средства, применяемые актерами, необычны. В результате эти камерные постановки становятся более убедительными экскурсиями в мир Гоголя и Кафки, чем иные театральные или киноэпопеи.

"Ксения. История любви". Александринский театр, 2009



В 2000-х Валерий Фокин прибавляет к своим нагрузкам и руководство Александринским театром в Петербурге, демонстрируя еще одно свое качество – феноменальную работоспособность. Давно не блиставший, театр находился в творческом и экономическом упадке: еще не был забыт горе-экспериментаторский позор «Маскарада», слетевшего с репертуара после нескольких показов, а недешевый спектакль «Александрия» так и не увидел сцены, ибо режиссер затруднился с его выпуском. Десятилетия не прошло, а уже можно подвести фантастический итог. Александринку теперь привычно называют главным драматическим театром города, но, простите, до Фокина об этом было невозможно помыслить – с 1960-х и до 90-х этот многострадальный театр чаще бывал объектом насмешек, чем интереса. Всё чаще можно услышать и про «один из лучших театров страны»: здесь ставит великий польский режиссер Кристиан Люпа, ставят известные Теодорос Терзопулос, Андрей Щербан, Оскарас Коршуновас, на подходе Михаэль Тальхаймер, здесь плодотворно работает один из интереснейших современных российских мастеров – Андрей Могучий, здесь, наконец, ставит сам Фокин. «Ревизор», «Двойник», «Женитьба», «Ксения», «Гамлет» – мастерские, изощренные спектакли крупной формы со сложнейшими месседжами, порой тонкие, порой резкие, но всегда высочайшего режиссерского и исполнительского уровня. Фокин с возрастом не утратил способности и желания удивлять – его последние постановки всё неожиданней, он задается новыми вопросами, осваивает новые стилевые поля. И он толерантен к творческим поискам других мастеров в своем театре, что уж и вовсе нонсенс: обычно крупные режиссеры не выносят конкурентов примерно в радиусе километра. А как расцвела труппа, в каких ярких новых ипостасях мы увидели артистов старшего и среднего поколения! И как сильна и талантлива собранная Фокиным актерская молодежь!

"Гамлет". Александринский театр, 2010



А еще он – прекрасный прораб. Ибо реставрация Александринки не была бы проведена в кратчайшие сроки и столь успешно, кабы Фокин лично не входил во все детали и лично не лазал бы по всем верхотурам. Теперь во дворах Фонтанки строится вторая – современная – сцена театра, и установка там та же: не долгострой как удобная кормушка, а быстрое и рациональное строительство.



А еще у него совсем не одряхлевший, острый и подвижный ум и спортивная пружинистая походка. Да и выглядит Фокин едва ли на 50. Тем не менее, сказано: юбилей – значит, юбилей. С днем рождения, Валерий Владимирович, и многая лета!

Андрей Пронин
«Фонтанка.ру»

Фото: Центр им. Мейерхольда, Александринский театр.

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях