В правоохранительных органах Петербурга подтвердили, что уголовное дело по факту деятельности в городе запрещенной еще в далеком 2007 году организации – регионального отделения НБП - все-таки существует. Более того, по нему за решеткой могут оказаться около 20 горожан. Для чего имеются и соответствующие доказательства: заявления о вступлении в НБП, флаги с запрещенной символикой и трафареты для их производства. Опрошенные «Фонтанкой» политологи внезапному прозрению силовиков не удивлены: нарушения в России всегда замечают вовремя, особенно когда речь идет о предстоящих выборах, а сами слишком несговорчивые оппозиционеры не хотят понимать тонких намеков.
Во вторник, 2 ноября, Следственное управление Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу опубликовало на своем сайте информацию о возбуждении уголовного дела по факту деятельности в городе запрещенной межрегиональной общественной организации «Национал-Большевистская партия». Как говорится в сообщении, 25 октября 2010 года следственными органами СК по Петербургу в результате проверки, проведенной по материалам, представленным ГУ МВД РФ по СЗФО, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 и частью 2 статьи 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации). Следствие напоминает, что решением Московского городского суда от 19 апреля 2007 года, вступившим в законную силу, НБП была признана экстремистской, а деятельность соответствующей межрегиональной общественной организации запрещена.
Из материалов уголовного дела следует, что в Петербурге вопреки запрету была организована деятельность городского подразделения «НБП», после чего в период с июля 2009 года по настоящее время проводились ее регулярные собрания, а участники делали взносы на содержание партии.
«1 ноября 2010 года в ходе обысков, проведенных в рамках данного уголовного дела, было изъято большое количество экстремистской литературы и символики «НБП», - сообщает СУ СКП РФ по Петербургу.
Как стало известно «Фонтанке», в ходе оперативных мероприятий были изъяты и такие конкретные доказательства, как флаги с атрибутикой НБП, трафареты для их производства, значки и документы о вступлении в партию. При этом, как сообщили в правоохранительных органах, выявлено и более 20 участников партии, и «все они будут привлечены к уголовной ответственности».
Пока в отношении трех членов «НБП» (по данным источников, двое из них — это Андрей Дмитриев и Андрей Песоцкий) избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, этой же паре мировым судьей назначено административное наказание в виде ареста сроком на 5 и 14 суток за участие в несанкционированной акции у Гостиного двора 31 октября.
Еще накануне официального признания СУ СК о существовании некоего уголовного дела СМИ поведали сами экс-нацболы, а ныне представители «Другой России». В правоохранительных органах от комментариев ранее отказывались.
"Нас пытаются остановить с нашей «Стратегией 31». Насколько мне известно, в деле речь идет о том, что в городе, как утверждают в прокуратуре, продолжается деятельность отделения НБП, запрещенной еще 3 года назад», - заявил 1 ноября «Фонтанке» экс-член НПБ, а ныне региональный лидер «другороссов» Дмитриев.
В неофициальных беседах оппозиционеры открыто недоумевают: о существовании незаконной организации правоохранители знали три года, и только теперь, после того, как активность комитета «Стратегии 31» резко возросла, вдруг вспомнили о ней.
В правоохранительных органах парируют: для возбуждения уголовного дела ждали результатов социо-гуманитарной и психолого-лингвистической экспертиз, а это дело долгое.
Политологи, опрошенные «Фонтанкой», в прозрении оперативников и следствия ничего странного и неожиданного также не увидели и заверили: это просто свидетельствует о том, что в стране грядут выборы в региональные парламенты, а затем и президентские. И пиар необходим как борцам с оппозицией, так и самой оппозиции, а посему все случившееся - к взаимовыгодному интересу обеих сторон.
«Такие вещи, как внезапное припоминание старых грехов, в нашем государстве всегда происходит, когда кому-то это нужно. В данном случае властям, не сумевшим вовремя договориться с оппозицией, но до этого неоднократно намекавшей ей, что «Стратегию 31» стоит поумерить. Вот они и дали команду снизить градус резко ожившей в последнее время акции, привлекающей внимание горожан. Не секрет и то, что у нас практически предвыборный год, и лишние эксцессы в общении с федеральным центром, который, кстати, в Москве дал сигнал аналогичное мероприятие разрешить, никому не нужны. Полагаю, что по мере приближения к избирательной кампании давление будет только усиливаться, но и сама оппозиция от этого останется только в выигрыше», - считает политолог Владимир Гельман.
А историк Валерий Островский в противовес Гельману полагает: «Если партия запрещена, то ее региональных отделений в городе быть не должно. А то, что следователи работали так долго, так это просто нормальная работа, если будут представлены реальные доказательства. Иные дела готовятся и дольше».
Светлана Коваленко, Алена Жданова,
Фонтанка.ру