18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
03:49 21.09.2018
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Петроджаз»: Музыка, крепость, 30 градусов

На пляже Петропавловской крепости в прошедшие выходные по вечерам было людно – тут проходил VII Международный джазовый фестиваль «Петроджаз».

«Петроджаз»: Музыка, крепость, 30 градусов

На пляже Петропавловской крепости в прошедшие выходные по вечерам было людно – тут проходил VII Международный джазовый фестиваль «Петроджаз».

Начался он еще в пятницу вечером с благотворительной акции. Музыканты Женя Гимер и Эми Питерс дали концерт на лужайке на территории Генконсульства Великобритании в Петербурге. Во время выступления прошла благотворительная лотерея, в ходе которой гости пожертвовали свыше 26 тысяч рублей на программу помощи детям – жертвам насилия.

Ведущий фестиваля Владимир Фейертаг
Ведущий фестиваля Владимир Фейертаг
Фото: Ленка Виноградова


А в Петропавловке работа фестиваля стартовала с выступления гостей из Литвы. Команда In Search исполнила несколько произведений в стиле джаз-рок, причем местами звучание тяготело к фри-джазу со сложными модуляциями, местами отдавало чистой психоделикой. Наиболее сильное впечатление произвело толкование группой известного джазового стандарта «It Could Happen to You» (автор – Чик Кориа), исполненного с усилением партий ритм-секции – то есть баса и ударных. Вторым номером выступала группа Ольги Пономаревой. Певица, обладающая хрипловатым, но весьма выразительным вокалом оригинального тембра, исполнила несколько зажигательных пьес в духе джазового мейнстрима. Ей помогали музыканты: особенно выделялся чистотой и точностью интонирования саксофонист Михаил Костюшкин. Публика, слегка впавшая в транс во время предыдущего номера, встряхнулась, подтянулась к сцене и начала пританцовывать.

Женя Гимер
Женя Гимер
Фото: Ольга Урванцева


А подлинное паломничество к сцене началось, когда на нее вышла команда Жени Гимера. Этот внушительный мужчина с внешностью Карабаса-Барабаса был представлен слушателям как музыкант с большим чувством юмора. Ему, впрочем, можно подсмеиваться над стандартами: уровень мастерства у Гимера, как на клавишах, так и на кларнете, запредельный. Вместе с ним появился контрабасист Филипп Мещеряков, а с некоторым запозданием к ним присоединился бывший басист «Аквариума» Петр Трощенков. Исполнили, в частности, «I'll Remember April» Джина де Поля, «On the Sunny Side of the Street» Джимми МакХью (эту пьесу Гимер украсил коротенькой, на два-три такта, вставкой из «Танца маленьких лебедей»), «Petite Fleur» легендарного Сидни Бише. Игру Гимер пересыпал анекдотами и смешными байками. В полный восторг публика пришла, когда музыканты исполнили знаменитое произведение Дэйва Брубека «Take Five», украшенное вдохновенным соло Трощенкова.

Mugam Project
Mugam Project
Фото: Ольга Урванцева


Завершали первый день фестиваля визитеры из Турции – Mugam Project. Грустно об этом вспоминать, но некоторые гостеприимные слушатели позволили себе громко отозваться о выходящих на сцену музыкантах в выражениях, исполненных национальной нетерпимости. Выступление началось с трех песен лидера группы под гитару. Типичные восточные мелодии не произвели особого впечатления – несмотря на то что голос у Азера Мамедова весьма богат, причем при достаточно низком основном исполнении он с легкостью берет высокие ноты. Творчество Mugam Project, по заявлениям самих музыкантов, смесь джаз-рока, авангарда и фолка. Последнего компонента в нем больше всего, причем именно ориентального, и музыка получается тягучая, как мед. Она была бы чересчур сладкой, но спасает звучание саксофона.

Андрей Кондаков
Андрей Кондаков
Фото: Михаил Огнев


Второй день фестиваля начался с сета группы Алексея Кондакова и Electric Project. Со сцены руководитель проекта – известный и всегда открытый экспериментам клавишник – сообщил, что сегодня они играют «почти танцевальную музыку». Однако публика не вняла, и даже исполнение пьесы «The Traitor» авторства Херби Хэнкока и Стиви Уандера, эдакий, как выразился Кондаков, «трибьют Хэнкоку», бурного оживления не вызвал.

Алексей Чижик и Элизабет Аттим Аллай
Алексей Чижик и Элизабет Аттим Аллай
Фото: Ольга Урванцева


Второе отделение заняла группа Алексея Чижика («Чижик-джаз-квартет»). Главным инструментом стал вибрафон (Алексей Чижик – единственный в мире музыкант, который играет на этом ударном инструменте сразу пятью палочками), а главной идеей выступления – непротиворечивость классики и джаза. Джазовое осмысление классического наследия началось с оперы Бизе «Кармен» и импровизаций на ее темы, в которых с самой лучшей стороны отметились вдохновенные клавишные Олега Белова и мощные соло ударника Александра Потапова. Парадоксы следовали один за другим. Как вам, к примеру, понравилась бы сальса феи Драже? Автор «Щелкунчика» Чайковский наверняка бы от нее остался в восторге. Последовало джазовое прочтение Грига, а на сладкое исполнители приберегли, как они сами выразились, «молодежного Моцарта» – фантазию в стиле фанк на тему «Свадьбы Фигаро». Кстати, в середине выступления к музыкантам Чижика присоединилась вокалистка: британка африканского происхождения Элизабет Аттим Аллай, певица с низким и страстным голосом.

Эми Питерс
Эми Питерс
Фото: Ольга Урванцева


Вскоре вокал окончательно восторжествовал – пришло время выступления Эми Питерс. Певица произвела впечатление, еще не открыв рот. Тому причиной не только сценическая харизма, но и дивные алые туфли на могучих каблуках, алая кожаная юбка и очень ярко блестевшая на солнце курточка. Но когда Эми запела, было уже не до туфель. У Питерс очень трогательные тексты о любви, терпимости, красоте мира и тайнах вселенной (она даже упомянула Платона в предисловии к лиричной балладе «Эсперанто»), сильный низкий голос и традиционная для соула энергичная манера исполнения. Впрочем, только соулом Питерс не ограничивается, поет и рэп, и хип-хоп – в джазовой обработке, разумеется, – а в аранжировках использует элементы ска и фри-джаза. Публика плясала, веселилась и впитывала позитивную энергию. Могло даже показаться, что кульминация джазового праздника уже наступила, но нет – тут-то на сцену вышли хедлайнеры фестиваля британская группа Shez Raja и выдали на-гора горячий сплав джаза и фанка, сдобренный электрическим грувом и восточными мотивами.

Паскаль Рогген
Паскаль Рогген
Фото: Ленка Виноградова


Они совершенно сумасшедшие – разумеется, в хорошем смысле этого слова. Начнем с того, что главным инструментом в ансамбле является бас-гитара: басист Shez Raja (его так и зовут – Шез Раджа) одинаково ловко владеет и традиционной манерой исполнения, и слэпом, а иногда начинает колотить по струнам ладонью. Абсолютно не в себе и скрипач Паскаль Рогген. Он пускается в бурные музыкальные споры с саксофонистом Аароном Лиддардом, устраивает перекличку с клавишником Алексом Стэнфордом и ударником Крисом Никколзом, подпевает партии баса, тянет свою собственную мелодию – да еще пританцовывает и прыгает по сцене. Вот на сете Shez Raja «Петроджаз» и добрался до полного счастья: позабыв про жару и грядущую рабочую неделю, публика единодушно требовала группу на бис.

Шез Раджа
Шез Раджа
Фото: Ольга Урванцева


Ленка Виноградова
«Фонтанка.ру»

Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор

MarketGid

Загрузка...