Меня спросили, не изменил ли я своего мнения относительно того, что ждет Россию в ближайшем будущем. Я ответил, что не изменил. Мир меняется медленно. Несмотря на все бодрые заявления относительно того, что в кризисе мы достигли дна. Это, скорее, желаемое, чем действительность. Это кризис цивилизации. Цивилизация в своем развитии дошла до края.
Шагнуть за край не позволяют ни технические возможности, ни границы планеты. Вот если б мы обнаружили на Марсе марсиан и начали бы им продавать фьючерсы на нефть, то крах нашей цивилизации можно было бы, наверное, как-то отсрочить.
Но меняться никто пока не собирается. Идет некоторое перераспределение – долги туда, долги сюда – сути не меняющее.
Россия же – это такой заповедник. Королевство кривых зеркал. То, что тут называют экономикой, на самом деле таковой не является. Отсюда и зависимость (читай: утрата экономической самостоятельности) от остального мира. И особенно от цен на нефть, а они никак не могут вырасти до 80 долларов за баррель. При этой цене можно уже дышать.
Так что, если весь мир чихнул, Россию укладывают в больницу, а если весь мир в больнице, то Россия в реанимации и дыхание поддерживается искусственно. Но кислород скоро кончится.
Россия – особый мир. Тут есть чиновники и все остальные. Чиновники в России – это такое содружество дрожжей. Эти дрожжи уверены в пище. В ее регулярном поступлении. При 70 долларах за баррель дрожжи голодают.
А плодиться они будут всегда – чуть медленнее, чем раньше, но они уверены в том, что их всегда пересадят на новую почву. Поэтому едят без оглядки.
Чем это грозит России? На мой взгляд, есть два варианта. Первый – обвал рубля. Тогда выиграют те, кто торгует нефтью, и дрожжи получат питание. Второй – увеличение налогов. Так всегда бывает в странах, где правят дрожжи.
Налоги повышаются – например, начинают брать огромные налоги на недвижимость – и народ выходит на улицы. Потом попытка сломать народ ОМОНом – проливается кровь. А потом смена дрожжей – их сливают.
Вот и весь сценарий.
Когда это будет?
Это может быть через два часа или в любой момент в течение десяти лет. В нынешнем виде Россия больше не протянет.
Александр Покровский