Ленинские уроки, на которых передовики объясняли советским школьникам, почему надо любить Родину и строить коммунизм, в прошлом. А между тем в канун инаугурации 44-го президента США тамошняя педагогическая элита в лице AFT (Американская федерация учителей) и NEA (Национальная образовательная ассоциация) уже представила поурочные планы школьных занятий, посвященных вступлению в должность Барака Обамы.
Ленинские уроки, на которых ветераны, передовики и прочие герои объясняли советским школьникам, почему надо любить Родину и строить коммунизм, давно ушли в прошлое. Сейчас, правда, в некоторые школы захаживают активисты «Единой России» то с лекциями о Российской государственной символике, то с методическим пособием по изучению становления многопартийной системы в России (на примере их партии, естественно), но их за это критикуют в прессе. А между тем в канун инаугурации 44-го президента США тамошняя педагогическая элита в лице AFT (Американская федерация учителей) и NEA (Национальная образовательная ассоциация) уже представила поурочные планы школьных занятий, посвященных вступлению в должность Барака Обамы.
Сравни Обаму с Линкольном
Планы инаугурационных уроков разделены на три раздела: «Изучая историю», «Делая историю» и «Живя в истории» и составлены, по свидетельству опытных российских педагогов, весьма профессионально. Каждое занятие, рассчитанное на 12-17-летних школьников, адаптировано для младших классов и может быть использовано в начальной школе. Цель уроков сформулирована вполне определенно: «они должны помочь ученикам осознать всю значимость этой президентской инаугурации».
«Сравни двух президентов из Иллинойса» - первая тема из раздела «Изучая историю». Задача учеников сравнить Авраама Линкольна и Барака Обаму. Их биографии, их речи, их политические воззрения и даже детали инаугурационных торжеств. Для урока, помимо сравнительной таблицы, понадобится свободный доступ в интернет. Адреса полезных сайтов приведены в поурочном плане.
В зачет идут как поверхностные, так и политически важные совпадения и различия: оба избирались в президенты, будучи представителями штата Иллинойс, хотя оба родились и выросли в других штатах, оба были лишены материнской ласки, Линкольна воспитывала мачеха, а Обаму – бабушка, оба были относительно молоды в момент избрания, оба юристы, оба выступали против войны: Линкольн - Мексиканской, Обама - в Ираке и т.д. Разумеется, дети должны отыскать и самую главную «связь» между Линкольном и Обамой: если бы Линкольн в ходе кровопролитной гражданской войны не добился единства страны и отмены рабства, уроженец Гавайев афроамериканец Обама вряд ли стал бы президентом. Ведь у Америки тогда была бы совсем другая история.
Малышей не будут загружать политологическим анализом, им просто расскажут, насколько Обама чтит Линкольна, что он будет присягать на Библии Линкольна и едет на инаугурацию в Вашингтон на поезде из Филадельфии, как Линкольн. Заодно они узнают, что означает клятва на Библии, и что такое инаугурация, а потом смогут нарисовать своего героя: Линкольна или Обаму.
Проверь его на практике
Так же подробно разработаны другие уроки. Сравнительный анализ инаугурационных речей Обамы или еще чьих-нибудь – ученики должны разобраться, как текущие события влияют на содержание речи президента, вступающего в должность. Отдельный урок может быть отдан программе инаугурационных торжеств образца 2009 года, ее тоже можно сравнить с торжествами, которые устраивали другие президенты и понять, «кто есть кто».
На отдельном уроке рекомендуется проанализировать текст инаугурационной речи Обамы и подумать, как вызовы и трудности, с которыми сталкивается семья школьника и другие американцы отражены в этом тексте. Еще один вариант урока: «Вдаль от инаугурации» - на нем детям объяснят, что такое 100 дней, и что они вправе ожидать от политики нового президента.
В принципе, все, как на «ленинских уроках», когда разбирались решения ХХV или ХХVI съездов КПСС. Есть, правда, одно отличие: на них, если кто помнит, совершенно не спрашивали, как те или иные решения съезда повлияют на жизнь конкретной семьи или конкретного города. Вероятно, мудрые учителя опасались, что наивные дети могут удивиться, отчего в решениях съезда нет ничего насчет дефицита банальной туалетной бумаги или спросят, почему мама радуется командировкам в Москву, где можно купить польскую косметику и чешскую сумочку, и отчего в решениях нет ничего насчет доставки косметики и кожгалантереи в конкретный город.
Есть и еще одно отличие: на нынешних уроках, посвященных вступлению в должность нового президента, американским старшеклассникам предложат вывесить на стене класса календарь с таблицей, где указаны основные обещания новоизбранного президента. Домашнее задание: отслеживать в течение 100 дней решения и постановления новой администрации и сравнивать, насколько они соответствуют предвыборным обещаниям.
Любопытный подход, не правда ли?