Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город За культурным наследием - к прокурору

За культурным наследием - к прокурору

696
zhurnal.lib.ru

«Непотопляемый проект» - дом на Второй линии Васильевского острова, пережил смену главного архитектора города, ограничения по высотному регламенту, изменение градостроительной документации и несколько судебных разбирательств. Все, кто причастен к стройке, при попытках заговорить о ней, волшебным образом утрачивают память, слух и зрение.

Работы по строительству дома на Второй линии Васильевского острова, 5 начались две недели назад. Как уверяют жильцы дома 7, после установки свай, на их доме, капитально отремонтированном в 1985 году, появились трещины. Аварийным дом не признали, но, по словам жителей квартала, после возведения новостройки нагрузка на грунт возрастет. А компенсации, если дом придется в срочном порядке расселять, не предусмотрено — хотя застройщик и инвестор обещают заключить соответствующие договоры.

История строительства началась еще летом 2003 года, когда главный архитектор Петербурга Олег Харченко согласовал проект строительства жилого дома со встроенными помещениями. На озелененной территории между двумя трехэтажными зданиями предполагалось построить пятиэтажный дом с двумя мансардными этажами. У Комитета по охране памятников, который в ту пору возглавлял Никита Явейн, проект никаких возражений не вызвал. Заказчиком выступил собственник земельного участка — компания «МАТЭП», инвестором — ЗАО «Монолитстрой». Проект был выполнен архитектурной мастерской «Григорьев и партнеры».

1 декабря 2003 года организовали общественные слушания. Собравшиеся жители квартала категорически протестовали против нового строительства. Вызывал возражения внешний облик дома, названный «бетонным монстром». Люди высказывали опасения, связанные с техникой безопасности: строительные работы намечались на расстоянии полутора метров от стен жилых зданий, одно из которых имело трещины.

Жителей квартала попытались успокоить — Владимир Григорьев, руководитель архитектурной мастерской «Григорьев и партнеры», твердо пообещал, что «дома не пострадают», а Юрий Суптеля — на тот момент замглавы администрации Василеостровского района — заявил, что застройщик обязан будет застраховать все строительные риски. В.Андриенко, занимавший в то время пост заместителя генерального директора ЗАО «Монолитстрой», клятвенно заверил собравшихся: «До начала строительства мы придем в каждую квартиру и проведем переговоры по вопросу страхования». Пообещали хозяевам квартир и то, что, если при строительстве придется их лишить окон (заложить стену) - то вопрос будет согласован с каждым.

Дальше наступило затишье - представителей компании «Монолитстрой» жители так и не дождались. А 24 июня 2005 года проект был окончательно согласован в КГА уже с Александром Викторовым, и осенью вокруг земельного участка появился строительный забор и «бригада людей, не понимающих ни слова по-русски». По словам депутата ЗакСа Алексея Ковалева, строители принялись закладывать газобетонными блоками окна дома 7, выходящие на стройплощадку.

После депутатских запросов на имя губернатора города Валентины Матвиенко и обращения Ковалева в судебные инстанции, в события вмешалась прокуратура. Выяснилось, что договоры с собственниками жилья, которые предъявила судебным органам компания «Монолитстрой», фальсифицированы. Однако Василеостровское РУВД отказалось возбуждать дело — «в связи с отсутствием события преступления». На что прокуратура признала постановление об отказе необоснованным и отменила его. Материал направили обратно РУВД. Дальнейшую судьбу дела проследить не удалось.

"Фонтанка" обратилась в ЗАО «Монолитстрой». О проекте строительства дома, судя по всему, там не знают... Как нам сообщили в секретариате компании, господин Андриенко «уволился очень давно, а недавно уволился человек, который занимался Васильевским островом». Со всеми вопросами по объекту секретарь компании порекомендовала обращаться к главному инженеру Шаповалову. Однако по официальному телефону его услышать не удалось — некто Плоткин, категорически отказавшийся назвать свою должность, разъяснил, что «Шаповалова здесь нет и не было, а дом номер 5 по Второй линии никакого отношения к компании «Монолитстрой» не имеет, этим строительством занимается совсем другая компания - «Монолитстрой-3». Номер и текст инвестиционного договора, который заключила компания «Монолитстрой» с ЗАО «МАТЭП», память Плоткина не освежил. В компании «Монолитстрой-3», куда корреспондент «Фонтанки» позвонил для проверки, ответили, что этим строительством не занимаются.

Любопытно, что компания «Монолитстрой» названа губернатором города в числе 45 самых успешных и надежных. Генеральный директор «Монолитстроя» Александр Гутман победил в конкурсе на звание «Лучший строитель-2007» в номинации «За вклад в развитие инвестиционно-строительного комплекса города».

Не менее интересно развивались события и по другой линии. Почему-то факт, что проект разработан с грубейшими нарушениями градостроительного законодательства, таинственным образом ускользнул от внимания и КГА, и КГИОП. Заинтересовалась этим все та же прокуратура. В ходе проверки выяснилось, что проект строительства был разработан с нарушением статьи 2 Градостроительного кодекса — при отсутствии Временного регламента застройки (ВРЗ) квартала. В 2006 году Александр Викторов отменил распоряжение «О проектировании и строительстве жилого дома» по этому адресу. А в 2007-м отозвал свое согласование и КГИОП, а затем выдало отрицательное заключение по проекту и Управление государственной вневедомственной экспертизы.

Заказчику было предписано разработать ВРЗ квартала и провести его общественное обсуждение — как того требует закон. Однако ЗАО «МАТЭП» предпочло обратиться в Арбитражный суд, чтобы оспорить новое распоряжение КГА. И... выиграло дело! 26 октября 2007 решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области требования ЗАО «МАТЭП» были удовлетворены. Решение суда вступило в силу. Проект, разработанный с нарушением градостроительного закона, получил полное оправдание.

В ходе проверки прокуратура установила, что проект разработан на основании заключения историко-культурной экспертизы, которую провело ООО «Архитектурная мастерская Т.А.Славиной». Как гласят выводы экспертов - «предметов архитектурной охраны на участке не имеется». А сам участок «представляет собой «лакуну» и «создание сплошного фронта застройки может быть отнесено к понятию «регенерация» историко-архитектурной среды». Уверения жителей квартала (подкрепленные архивом) о том, что на этом участке никогда не было никаких построек, на специалистов мастерской Славиной впечатления не произвели.

Новое строительство ведется в Охранной зоне и, как принято теперь говорить, в знаковом для города месте. Участок расположен напротив Академии художеств, рядом с Домом Штрауса и неподалеку от Меншиковского дворца. Однако ни на градостроительный совет, ни на совет по охране культурного наследия проект здания не выносили. У специалистов Комитета по охране памятников появление постройки не вызвало никаких вопросов.

В архитектурной мастерской «Григорьев и партнеры» корреспонденту «Фонтанки» сообщили, что беспокойства жителей не понимают. «Подумаешь, будет дом с мансардами. Ну, и что? - заявил представитель мастерской. - А люди шумят только для того, чтоб им побольше заплатили».

Впрочем, как сообщил главный архитектор проекта Дмитрий Попов, вопрос о появлении мансард «еще дебатируется», новый дом будет строго соответствовать «отметке КГИОП и не превышать установленную высоту», а внешний вид здания «еще не доработан». Каким образом может быть начато строительство по «недоработанному проекту», архитекторы предпочли не объяснять.

Кира Обухова,
Фонтанка. ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях