Отправляя суда в Атлантику и на Средиземное море, мы, прежде всего, демонстрируем себя. Но эти районы, несмотря на высокую интенсивность движения судов, особенно в северной части Атлантики, являются, в общем-то, безопасными. Другое дело - Африка, Индийский океан, Малаккский пролив. Вот где наши суда подвергаются нападениям со стороны современных пиратов.
«Российский военно-морской флот возобновляет свое постоянное присутствие в Атлантике и Средиземном море». Объявлено, что делается это, в частности, для того, чтобы обеспечить безопасность нашего судоходства. Но эти районы, несмотря на высокую интенсивность движения судов, особенно в северной части Атлантики, являются, в общем-то, безопасными.
Другое дело - Африка, Индийский океан, Малаккский пролив. Вот где наши суда подвергаются нападениям со стороны современных пиратов.
То есть, отправляя суда в Атлантику и на Средиземное море, мы, прежде всего, демонстрируем себя.
Так же, как и в случае с возобновлением полетов стратегической авиации.
Кстати, уникальная дозаправка в воздухе в этот раз удалась, на мой взгляд, не только из-за того, что не очень юная техника не подвела, а из-за того, что остались еще люди, способные на такое дело.
Проблема же с пиратством стоит очень остро.
Ежегодно от пиратских нападений мировое сообщество теряет до 15 миллиардов евро, и если еще лет десять назад пираты были вооружены, в основном, ножами, то теперь к их услугам быстроходные катера, автоматы Калашникова и гранатометы. Самыми опасными районами считаются воды в районе Сомали, Индонезии, Бангладеш, Нигерии, Малаккский пролив. Только в одном этом проливе, где в год проходит до 50 тысяч судов, по данным независимых экспертов, случается до полутора тысяч нападений, причем, значительная их часть не фиксируется международными организациями.
Неспокойным и небезопасным от пиратов остаются западное и восточное побережье Африки, юг Красного моря, острова Карибского моря, воды Южной Америки, Южно-Китайское море.
Теперь (по данным Международного морского бюро и Международного бюро судоходства) все чаще пираты не просто ограничиваются грабежом, они захватывают и груз, и судно, а моряков убивают на месте.
Особой опасности подвергаются танкеры. Нагруженные, они низко сидят в воде, и кроме того, они тихоходны, команда у них малочисленна и на них легко нападать.
Танкер «Monneron» под флагом Кипра, принадлежащий Приморскому Морскому пароходству, подвергся нападению 22 февраля 2003 года у берегов Сомали. Груженый, он следовал из порта Янбу (Саудовская Аравия) в порт Момбаса (Кения). К нему подошли два катера на скорости 18 узлов и потребовали остановиться. Танкер увеличил скорость до максимума. Пираты преследовали танкер в течение часа. Они стреляли в воздух, танкер маневрировал, и высадиться на борт им не удалось. Экипаж не пострадал.
Теплоход «Механик Карасёв» под украинским флагом, принадлежащий ОАО «Черномортехфлот», находился на якорной стоянке внутреннего рейда порта Сантос (Бразилия). В 2 часа ночи 7 февраля 2003 года к судну с правого борта подошла шлюпка. На планширь был заброшен крюк на шесте. По шесту на судно перебралось десять пиратов. Они захватили второго помощника А. Шашерина и кока О. Донченко.
Угрожая ножами и пистолетами, повели моряков на второй ярус кают комсостава. Пираты заметили в иллюминаторе каюты старшего механика и стали угрожать ему оружием, требуя, чтоб он вышел в коридор. В этот момент Шашерин закричал. Он закричал от того, что ему на шею набросили удавку и начали его душить. Пираты выстрелили в живот Шашерину. Третий механик М. Сергиенко, услышав шум и выстрелы, выскочил в коридор, увидел там пирата, целившегося в него, метнулся назад в каюту и прыгнул на диван. Это его спасло от пуль. Электромеханик из соседней каюты включил звонки авральной сигнализации. Пираты бросились бежать. Они прыгнули в шлюпку и открыли беспорядочную стрельбу. Одна из пуль сразила старпома О. Велева. Он умер на месте от ранения в голову.
Количество нападений пиратов растет, они становятся все более кровавыми.
В 2003 году было зарегистрировано 445 нападений.
2004 год – 325 нападений, в результате которых 30 моряков были убиты, 86 похищены, 148 взяты в заложники, 59 ранены.
Все чаще происходит кража судна, а потом это судно появляется вновь под другим названием, перекрашенное и с новыми документами. Такие суда называют «судами-призраками». В 1998 году судно «Tenyu» подверглось нападению. Все моряки с этого судна пропали без вести.
Десять членов экипажа судна «Erria Inge» в ходе пиратского нападения были брошены в холодильное отделение, облиты бензином и сожжены.
21 мая 2006 года пиратскому нападению подвергся танкер Приморского морского пароходства «Шкотово». Судно обеспечивало топливом рыбаков в Центральной Атлантике. Нападение произошло в 60 милях от порта Конакри (Гвинея). Пираты забрали 3000 долларов из судовой кассы, бочку горючего и отчалили.
Нападениям подвергались: танкер «Амур», теплоходы - «Уссурийск», «Осип Пятницкий», «Петр Старостин», «Горец». А на теплоходе «Форестер-1» моряки оказали сопротивление и побросали бандитов за борт. Это поведение является не типичным. Обычно рекомендуется не раздражать пиратов и выполнять все их требования, во избежание человеческих жертв. Но это не всегда срабатывает. В Андаманском море экипаж танкера «Шкотово» подобрал в море 12 таиландских моряков. Они были выброшены пиратами за борт и множество дней и ночей провели в открытом море на надувном плоту.
Правила предписывают: сперва оказать сопротивление пиратам, а потом – не особенно их раздражать. Для оказания сопротивления идут в дело прожекторы, и вода из пожарной магистрали, а потом, если пираты все же прорвутся, необходимо тут же распахнуть перед ними корабельный сейф.
Только китайцев не грабят пираты. Китайские суда, в нарушение всех международных правил, имеют на своих судах оружие: автоматы, базуки, гранатометы. Китайские капитаны применяют это оружие, не особенно беспокоясь о последствиях. Результат: пираты об этом знают и не нападают на китайские корабли.
Какое-то время тому назад, когда еще существовал СССР и советский военно-морской флот, наши суда не подвергались пиратским атакам. Все пираты знали: за младшим братом – гражданским моряком, всегда приглядывает брат старший – военно-морской флот. Сейчас, когда множество судов, принадлежащих нашим пароходствам, плавает под «удобными» флагами, а военно-морской флот России сильно отличается от ВМФ СССР, нападения на наши суда случаются часто.
«Удобный» флаг позволяет владельцам уйти от налогов, а также избежать поборов, которыми обкладывают наших моряков в наших же портах различные береговые службы и ведомства. Именно поэтому множество наших кораблей плавает сегодня под флагами Кипра, Либерии, Монголии и прочих стран со скромным налогообложением. Но эти флаги не защищают от пиратов.
Япония разрешила своим судам, плавающим под флагами других государств, в случае опасности нападения поднимать флаг Японии. Япония на защиту своих моряков посылает военные корабли, и пираты об этом отлично осведомлены, так что, японский флаг, вывешенный вовремя, частенько спасает от грабежа.
Пираты вообще очень хорошо осведомлены и организованы. Все чаще они находят поддержку у наркомафии, а также у террористов всех мастей. Что стоит, например, захватить судно, перевозящее ядовитые и взрывоопасные вещества, а потом направить их к берегам, где, угрожая взрывом или же отравлением всего живого, добиваться от правительств этих стран самых различных уступок?
Ничего не стоит.
У терроризма на море, как полагаю я, огромное будущее, если только мировое сообщество не очнется и не признает пиратство, как свершившееся, как непреложный факт.
А оно, судя по всему, пока к этому не готово. А почему? А потому, что груз, перевозимый судами, чаще всего застрахован, в том числе, и от пиратских нападений, так что, в опасности всегда только жизнь моряков, а она, как ни прискорбно, интересует мировое сообщество в самую последнюю очередь.
Но всегда надо помнить, что пиратство начинается с грабежа на море, а потом это прибыльное дело переносится на побережье, и пираты начинают угрожать не только отдельным личностям, но и целым странам.
Организация «Фронт освобождения Тамил-Илама», действующая в Шри-Ланка, уже имеет свой собственный флот, который то и дело вступает с вооруженными силами этой страны в настоящие морские сражения. Та же организация уже имеет свои лаборатории, научные центры и полигоны, где изготавливается и проходит испытания самое современное вооружение.
Что может помочь делу избавления морей от морских разбойников?
Только объединение усилий по борьбе с пиратством.
В этом деле, как и в старину, не обойтись без военных кораблей. В самых напряженных районах должны нести службу военные корабли мирового сообщества. Я не оговорился.
Должны быть сформированы международные силы по борьбе с пиратством. И военно-морской флот России должен играть здесь не последнюю роль.
Множество раз гражданские моряки приходили на помощь терпящим бедствие кораблям и подводным лодкам. Военные моряки перед ними в неоплатном долгу.
Время отдавать этот долг.
Александр Покровский