На апрель в Москве и Петербурге намечено проведение двух «Маршей несогласных». Кремль хочет оградить политические партии от «уличной оппозиции» и не допустить участия их региональных отделений в «маршах». Для этого придумана «Хартия о противодействии экстремизму». Как считают политологи, сам документ адресован в первую очередь к «Яблоку» и КПРФ, региональные отделения которых сотрудничают с «Другой Россией» и нацболами (именно их в Кремле и считают экстремистами). Между тем, подписание этой хартии может побудить конфликты в рядах этих двух партий. Подписание хартии – это очередной шаг Кремля по ослаблению оппозиции. Другие формы – это разгон «маршей несогласных», Правда, как показал опрос аналитического центра Юрия Левады, большинство граждан считают, что силу для разгона митингов и демонстраций, пусть даже несанкционированных, применять нельзя.
Подписание различных хартий – модное в последнее время явление. Перед выборами в Петербурге по инициативе Смольного, например, была подписана хартия против грязных политтехнологий.
Инициатором подписания «Хартии о противодействии экстремизму» выступили единороссы после встречи лидеров 10 зарегистрированных партий с Владимиром Путиным в декабре 2006 года. В январе текст был разослан партиям. Помимо «Единой России» его завизировала и «Справедливая». Документ уже успел подписать и заместитель председателя «Яблока» Сергей Иваненко. В итоге, как сообщают сегодня «Ведомости», согласие подписать дали все 10 лидеров партий, присутствовавших у президента. Между тем, в самом «Яблоке» в связи с этим подписанием могут возникнуть внутрипартийные конфликты. Противоречий не исключают и в КПРФ.
«На бюро «Яблока» никто не обсуждал этот вопрос. Может быть, он обсуждался на Президиуме (Григорий Явлинский и его заместители – авт.), но этот партийный орган не уполномочен решать эти вопросы. Завтра состоится бюро партии и на нем, я уверен, будет поднят этот вопрос, кто уполномочивал Иваненко подписывать такие документы, - заявил корреспонденту «Фонтанки» лидер петербургского «Яблока» Максим Резник. - Бороться с экстремизмом надо, но нужно понимать, кто является рассадником экстремизма».
«Хартия не подписана, и ее текст в партию не поступал. У нас есть только описательная ее часть», - заявили в пресс-службе лидера СПС Никиты Белых, при этом, откуда поступила эта «описательная часть», сообщить отказались.
«Я не видел текст этой хартии и если увижу, то обязательно подпишу, - сообщил корреспонденту «Фонтанки» лидер партии «Патриотические силы «За Родину!» (ранее эта партия называлась «Партия Возрождения России», но в январе сменила свое название), депутат Госдумы Геннадий Селезнев. - Экстремизм - это одна из форм популизма и некоторые избиратели на нее клюют. Я против этого».
Пока что подписать хартию жестко отказались лишь коммунисты. Их смутило понятие «социальной розни», присутствующее в тексте документа, - сообщает газета «Ведомости». Правда, в последнем варианте текста упоминание об этом явлении исчезло. Так что теперь для коммунистов уже нет препятствий, чтобы подписать этот документ. Из его текста в ходе редакции исчез и абзац об отказе от действий, которые могут «привести к насилию, подорвать общественно-политическую стабильность, внести раскол в общество».
Партии договорились принимать в свои ряды и поддерживать на выборах тех, кто публично отказался от экстремистской деятельности. В тексте, в частности, есть упоминание об отказе участвовать в шествиях, проводимых под лозунгами «экстремистского характера».
Между тем, разговоры вокруг «антиэкстремистской» хартии совпали с активизацией оппозиции и проведением целой серии «Маршей несогласных» в России. Именно организаторов этой акции Кремль окрестил экстремистами. И, видимо, пытается оградить партии от сотрудничества с «Другой Россией». Правда, сама «Другая Россия» не «дружит» с федеральным руководством партий, считая, что они уже давно «либеральничают» с властью, и старается наладить контакты с регионами, которые зачастую федеральное руководство партий не контролирует или контролирует не в полной мере. «Данная хартия в первую очередь направлена на «Яблоко» и КПРФ, некоторые региональные отделения которых сотрудничают в той или иной степени с «Другой Россией», в частности, участвуют в «Маршах несогласных», - считает политолог Станислав Белковский. - Руководство этих партий давно искало способ указать регионам не сотрудничать с нашей коалицией. Теперь этот повод найден».
Это уже не первый документ, который подписали ведущие политические партии. В январе 2006 партии подписали Антифашистский пакт. Но то был документ против проявлений экстремизма на национальной почве. Надо отметить, что за последний год значительно ужесточилось антиэкстремистское законодательство. В частности, в июле 2006 года Путин подписал поправки в закон «О противодействии экстремизму», расширив перечень таких деяний. В декабре вступил в силу запрет баллотироваться на выборах разного уровня «разжигателям социальной, национальной или религиозной розни». 9 марта депутаты Госдумы приняли инициативу, по которой экстремисты не могут заседать в парламенте.
Сегодня же в Мосгорсуде началось рассмотрение дела о признании экстремистской «Национал-большевистской партии». Мосгорсуд уже назначил на 18 апреля слушание по существу по заявлению московской прокуратуры о ликвидации и запрете ее деятельности. Как отмечалось ранее в сообщении Генпрокуратуры РФ, «до принятия судом решения деятельность общественной организации приостановлена». Между тем, надо отметить, что часть партий, изъявивших желание подписать хартию, в частности КПРФ и «Яблоко», имели опыт сотрудничества с нацболами.
Кстати, активисты «Яблока» и нацболы приняли участие и в «Марше несогласных», который прошел 3 марта в Петербурге и разогнан с помощью ОМОНа. Между тем, как показал опрос, проведенный «Левада-центром», большинство граждан считают, что силу для разгона митингов и демонстраций, пусть даже несанкционированных, применять нельзя. Такую точку зрения поддержали 65 процентов опрошенных. Примерно столько же – 64 процента - считают, что у властей нужно отобрать право запрещать митинги. А право оппозиции организовывать акции вообще поддерживают 75% респондентов. За применение силы к участникам акций протеста высказались только 19%. Еще 16% затруднились ответить на вопрос.
Алексей Яушев,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Касьянов хочет провести «Марш несогласных» в Москве
За "Марш несогласных" в Нижнем Новогороде накажут 29 человек
О петербургском «Марше несогласных» читайте на «Фонтанке»:
Депутаты спрашивают губернатора, кто ответит за незаконные задержания на «Марше»;
Марш-фотофакт;
«Марш» пошел по блогам;
Армия «несогласных» прошла по Невскому;
«Марш несогласных» в комментариях
Партии загоняют хартией
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ