Отличием нынешнего карнавала от предыдущих стал конкурс на лучшего Петра Первого. Но, кроме императоров, по Невскому прошли восьминогие коровы, женщины-кошки, пушки громогласно стреляли конфетти… А в воздухе гремел джаз и рок-н-ролл.
ПЕТЕРБУРГСКИЙ КАРНАВАЛ. ФОТООТЧЕТ
В череде юбилейных мероприятий по количеству зрителей петербургский карнавал наверняка станет наиболее массовым событием. По подсчетам организаторов, сегодня его воочию смогло увидеть более миллиона человек. Быть может, действительно сбывается предсказание президента российской секции Ассоциации европейских карнавальных городов Игоря Гаврюшкина, который заметил как-то: «С каждым годом это действо получается все качественнее и качественнее. Наш город вполне может стать карнавальной столицей России».
Карнавальные колонны начали подготовку к шествию еще с утра. К полудню на всем протяжении от площади Восстания до площади Александра Невского было не протолкнуться от ряженых. Один из многочисленных «Петров Первых», сидевший на коне и одетый под «Медного всадника», посмотрев на часы, заметил стоявшему рядом конному же приятелю: «До начала полтора часа. Успею попить пивка». И ускакал.
На углу Невского и Бакунина гуськом стояли несколько старых машин – «Виллис», «Остин Мартин», «Хорьх» - кабриолет, «Опель», БМВ и ЗиМ. Сидевший за рулем джипа времен Второй мировой войны Валерий Натбеладзе был одет в настоящую форму капитана 8-й машины роты «Б» 325 пехотного полка 82 авиадесантной дивизии армии США. «Этот «Виллис» 1942 года выпуска я забрал в деревне у деда. Он представлял собой просто груду железа. Сейчас ездит, а я собираю вторую такую же машину. На карнавале я хотел установить на машине американский флаг, но знакомые отсоветовали», - так он прокомментировал корреспонденту «Фонтанки» свое участие в карнавале.
Хозяин ЗиМа выпуска 1953 года, бывший гаишник Олег Алимов был не менее словоохотлив: «Эту машину – между прочим, она весит 1,8 тонны - я купил пять лет назад. А сразу после схода с конвейера ее определили в гараж Ленинградского обкома КПСС. Потом она сменила еще нескольких владельцев. Корпус, считай, вечный, ведь его толщина – 1,2 миллиметра. 90 километров в час дает спокойно».
Возле самой площади Александра Невского кучковалась группа симпатичных девушек из Комсомольска-на-Амуре. «Мы представляем авиационное производственное объединение имени Юрия Гагарина. Оно выпускает военные самолеты Су-27. Сейчас их активно покупают Малайзия, Индия, Китай. Так что завод постепенно становится на ноги. В Питер мы приехали с готовностью. Жаль вот только, что у нас нет своего Петра Первого», - сказал возглавлявший девичью команду старший лейтенант в летной форме.
Отличием нынешнего карнавала от предыдущих стал конкурс на лучшего Петра Первого. Так что перед началом прохождения каждому из Петров пришлось проговорить предвыборный слоган. Это сделали все: например, Петр от Управления государственной пожарной охраны, представший перед публикой сидящим на белом коне и одетым в форму брандмайора, изложил свою речь даже в стихотворной форме. Спич не смог произнести только Петр из Курортного района. Того на сцену под возгласы: «Тише, а то Петра Алексеевича разбудите!» вынесла компания матушек и нянюшек. При ближайшем рассмотрении царь оказался ... пластмассовым пупсом.
И вот на площадь вышел сам устроитель Игорь Гаврюшкин. Как это и полагается палачу, которому вскоре предстояло «казнить» губернатора посредством отрезания у него галстука, он был одет во все красное. Вслед за ним проследовала группа его помощников с топорами, дубинками и поролоновой виселицей. «Подпалачники» сразу же набросили на зрителей и стали избивать их своими грозными орудиями.
И вот, наконец, «карнавал пошел». Во главе колонны красовался гарцевавший на гнедом жеребце Михаил Боярский в кафтане петровских времен и с трубкой в зубах. Его сопровождала свита, снаряженная подобным же образом.
Вслед за авангардом потянулись и остальные участники – возглавляемый поставленной на автомобиль огромной пчелой «Би Лайн», оранжевые танцующие «Чупа-Чупсы», «Радио Хит» на большегрузной «Скании» с наушниками на кабине, строители Байкало-Амурской магистрали в одинаковых «стройотрядовских» зеленых куртках, колонна членов Международной военно-исторической ассоциации в мундирах от времен Петра до Гражданской войны.
А дальше началось уже полное безобразие – восьминогие пляшущие «петмоловские» коровы, регулярно изрыгающая конфетти громогласная пушка Красногвардейского района (от каждого ее залпа ощутимо вздрагивали стоявшие в оцеплении милиционеры), байкеры на неизменных «Харлеях», красный «додж»-пикап на огромных колесах с рок-группой в кузове.
Колонну «Многонационального Петербурга», расцвеченную государственными флагами и национальными нарядами, сменили разыгрываемые на платформах грузовиков костюмированные петровские ассамблеи Петроградского и Красносельского районов. Приморский район предстал в виде шествия дружины Черномора, которую сопровождали десятки девушек с корабликами на головах. Курортный район отличился связками огромных баранок и типично русским чаепитием, Московский – Петром Первым, мужественно преодолевшим весь путь на двухметровых ходулях. Барышни из Академии государственной службы шли, стыдливо придерживая полы развевающихся синих юбок. И наоборот, их сверстницы из Московского района зажигательно отплясывали бразильские танцы в откровенных кисейных кофточках.
В воздухе гремел джаз, рок-н-ролл, разнообразная попса, которых сменяли русские народные мотивы и классические менуеты. Эффектные финские гостьи из «Самба-клуба» и пожарные на довоенных времен красной «полуторке», воздушные шары и дирижабли, рыцари в доспехах и танцующие йогурты, розовые слоны и зеленые зайцы...
В общем, участников набралось более 10 тысяч человек из 40 российских и 6 европейских городов – и они оттягивались от души.
Видимо, от этого буйства красок и звуков один из Петрушек – стоя на специальных платформах вдоль Невского проспекта, они разогревали публику перед подходом главной колонны – напрочь перепутал порядок прохождения и стал приветствовать «Петмол» как Приморский район. Слава Богу, вскоре он исправился.
С тротуаров центральной улицы Петербурга за шествием наблюдали сотни тысяч людей. Самые любопытные или малорослые даже взобрались на крыши автобусных остановок и другие сколько-нибудь возвышенные места.
Конечно, держать контроль над такой массой народа было сложно. Во избежание ненужных инцидентов спокойное прохождение карнавального люда обеспечивало 2,5 тысячи сотрудников правоохранительных органов. Их плотные ряды были выстроены вплоть до Дворцовой площади.
Здесь карнавал встречали знатные личности. На сцене в креслах восседали взявший в свои руки бразды правления Игорь Гаврюшкин и одетый в треуголку и шутовской мундирчик Владимир Яковлев – уже без галстука. На коленях градоначальник держал свою 4-летнюю внучку Александру. За ними расположились члены жюри, которым предстояло выбрать из представленных им разнообразных Петров самого великого. «Лицедей» Анвар Либабов о чем-то оживленно разговаривал с актером Виктором Сухоруковым, художник Михаил Шемякин выглядел немного отстраненным – впрочем, как всегда.
В финале представления на сцене собрались все «конкурсные» императоры. Краткие речи поставили в программе карнавала жирное многоточие. Жюри, которое собралось в гостинице «Европейская», предстояло еще вынести нелегкий вердикт – кто же стал победителем петровского конкурса? Для этого всех его участников доставили прямо к главному входу в отель на белом автобусе «Мерседес», на лобовом стекле которого красовалась табличка: «ПЕТРЫ».
И вот стало известно имя победителя. Им стал Петр Первый из Василеостровского района Евгений Теличеев. Ему достался главный приз – мобильный телефон последней модели с подключением от компании «Би Лайн GSM». Утешительной грамоты удостоился заслуженный артист России Александр Павельев – Петр из Петроградского района. Попутно в ходе торжественного банкета губернатору Яковлеву вернули отрезанный галстук. Законная власть в Питере была восстановлена.
...А в центре города еще долго бродили женщины-кошки, перебинтованные с ног до головы «инвалиды» и другие участники только что закончившегося карнавала. Милицейские машины с включенными сиренами проносились по Невскому проспекту, освобождая его от последних прохожих. С Невы явственно тянуло прохладой...
Аркадий Орлов
Фонтанка. ру