Минтранс может ограничить полеты в Россию австрийской Austrian Airlines. Она продана немецкой Lufthansa и, по мнению чиновников, потеряла национальный статус и право летать в Россию в рамках межправительственного соглашения.
Пока авиакомпания продолжает полеты по временному разрешению. Вчера, по данным «Коммерсанта», австрийский канцлер Вернер Файман обсуждал ситуацию с Дмитрием Медведевым. Аналогичные проблемы возникли у Swiss и Brussels Airlines. Минтранс может запретить компаниям летать в Россию, но тогда их страны получат право остановить и полеты к ним российских авиакомпаний.
О том, что Минтранс инициировал расследование структуры собственности Austrian Airlines, "Ъ" рассказал источник на авиарынке. Если компания не принадлежит ни австрийскому государству, ни резидентам Австрии, она не имеет права осуществлять полеты в Россию по российско-австрийскому межправительственному соглашению о воздушном сообщении, считают в ведомстве. Подобными соглашениями регулируются все регулярные полеты между Россией и другими странами. Austrian еженедельно выполняет 58 рейсов из Вены в Москву, Петербург, Екатеринбург, Сочи, Ростов и Краснодар. В этом году Lufthansa приобрела госпакет (41,5 процента акций) Austrian и выкупает акции с рынка. Сейчас Lufthansa принадлежит 95,4 процента акций, которыми она владеет через зарегистрированную в Австрии дочернюю Osterreichische Luftverkehrs-Beteiligungs GmbH (OeLH).
Замминистра транспорта Валерий Окулов подтвердил "Ъ", что Минтранс направил в Австрию запрос о структуре собственности Austrian.
В пресс-службе Минтранса пояснили, что вопрос 27 октября обсуждался в Москве с австрийскими авиавластями, но они не предоставили достаточных доказательств того, что авиакомпания контролируется австрийской стороной. В итоге австрийское ведомство должно было до 10 ноября представить дополнительную информацию, а Минтранс до 15-20 ноября принять окончательное решение. Пока Austrian летает в Россию по временному разрешению, выданному до конца ноября. Если преимущественное австрийское владение Austrian не будет доказано, в соответствии с межправительственным соглашением австрийская сторона может назначить вместо нее любое другое авиапредприятие, говорят в пресс-службе министерства.
Валерий Окулов добавил, что аналогичные запросы направлены и другим европейским авиакомпаниям, в последние годы менявшим национальную принадлежность собственника.
В частности, это Swiss (куплена Lufthansa в 2005 году) и Brussels Airlines (45% акций Lufthansa купила в 2008 году с опционом на покупку остальных 55% в 2011 году). На вопрос о том, почему российские авиавласти решили проверить сделки именно сейчас, господин Окулов ответил, что "надо же когда-то начинать".
В Austrian комментировать проблемы с выполнением полетов в Россию отказались.