
Петербургский метрополитен и Октябрьский электровагоноремонтный завод планируют на следующей неделе встретиться на комиссии по поводу сбоя 16 октября. Вот только проверить надо еще тысячу случаев.
Что вдруг за шумиха из-за «Балтийцев»
Утром 16 октября на первой линии метро произошел серьезный сбой. Сначала поезда поехали с увеличенным интервалом, а вскоре станции начали закрывать одну за другой. Как на севере (включая мегазагруженное «Девяткино» и «Гражданский проспект»), так и на юге («Автово» и «Проспект Ветеранов»). На платформах незакрытых станций творился предсказуемый коллапс, видео и фото активно делились участники процесса. Причиной сбоя стала неисправность в одном из новых составов «Балтиец», а именно — потеря сжатого воздуха в тормозной магистрали. Подземка подчеркнула, что перед выходом на линию никаких отклонений в нем не выявили. Подробнее об объяснениях метро читайте здесь.
Сбои на первой линии повторились тем же вечером и следующим утром. А потом — 20 числа. По серьезности их не сравнить с первым случаем, задержка движения составляла несколько минут. Да и проблемы были не настолько критическими — отсутствие контроля дверей. Через несколько дней производитель «Балтийцев» ОЭВРЗ отметил, что «зачастую причиной неисправности становятся действия пассажиров — например, посадка в вагон после предупреждения о закрытии дверей, препятствование их закрытию, воздействие на створки, что приводит к отказу дверного привода, блокировке отправления поезда со станции или высадке пассажиров из вагонов».
Но утро 16 октября — это не про двери. Сейчас, по данным «Фонтанки», рассматривается несколько версий — от технической неисправности до человеческого фактора. Второй описывают так: промежуточный вагон должен питаться сжатым воздухом из тормозной магистрали всего состава. Если не открыть специальные краны на нем, то он останется наедине с собой до тех пор, пока в его отдельном резервуаре не закончится воздух. После этого вагон со сработавшими тормозами превратится в гирю, которая не дает нормально ехать поезду. Двигаться тогда разрешено только со вспомогательным составом и на малой скорости.
Вот подземка и производитель (ОЭВРЗ как часть «Трансмашхолдинга») теперь и должны определить меру ответственности сотрудников каждого из предприятий. И понять, гарантийный ли это случай или дефект эксплуатации. «Петербургский метрополитен заинтересован в скорейшем определении причин неисправности, чтобы исключить подобные случаи и найти способы оперативного устранения причин, вызывающих неполадки подвижного состава», — говорит перевозчик.
Остроты моменту добавляет тот факт, что сбоят именно новые составы «Балтиец». В метро уже три года поставляют только их — и только их будут поставлять еще несколько лет по лизинговому контракту на 240 млрд рублей. Предполагалось, что на эту сумму могут привезти 950 вагонов, но сейчас уже понятно, что из-за инфляции объем ужался примерно до 700 — об этом рассказал в интервью «Фонтанке» начальник метрополитена Евгений Козин. Пока на линию вышли 296 — это 37 составов. До сих пор все они выезжали на первую линию вместо выбывающего старого подвижного состава Ем, однако теперь он замещен, и дальше их ждут на пятой линии, на второй и на новой шестой.
Сейчас в метро эксплуатируют 1950 вагонов. Из них 1034 — это как раз старые Ем и 81-я серия, а 916 — сравнительно новые или совсем новые: «НеВа», «Юбилейный» и «Балтиец».
Однако сразу после окончания поставок по этому контракту надо будет заключать новый — для замены выбывающих вагонов и для обеспечения пусков: ведь нам обещают 16 новых станций за 10 лет. Интриги нет. «„Трансмашхолдинг“ сейчас единственный поставщик вагонов метро, „Балтийцы“ в значительной степени производятся в Петербурге на ОЭВРЗ, они локализованы, они создают рабочие места, менять здесь что-то смысла я не вижу», — говорил «Фонтанке» вице-губернатор Кирилл Поляков. То есть «Балтийцы» с нами очень надолго.
Если проверять — то всех
Любой новый подвижной состав попадает в новости в начале своей эксплуатации — так было и с «Юбилейным», у которого, кстати, тоже сбоили приводы дверей, и это тоже связывали с пассажирами, которые их держали. И в случае с «Балтийцами» у подземки уже достаточно большой каталог сбоев.
«Фонтанка» знает, что метрополитен планирует заказать техническую экспертизу вагонов моделей 81-725.1/726.1/727.1 (это и есть «Балтийцы», три их вида: головные, промежуточные моторные и промежуточные безмоторные). Цель — установить и оценить причину возникновения отказов в гарантийный период эксплуатации и сопоставить их с отчетом в заключении Торгово-промышленной палаты от августа 2024 года.
Среди прочего надо проанализировать превышение допустимой частоты сбоев — в соответствии с техническими требованиями. И — важно — ответить еще на два вопроса:
являются ли исследуемые узлы и компоненты импортозамещенными;
существует ли причинно-следственная связь между импортозамещением и отказами.
Напомним, при поставке первого «Балтийца» в депо «Автово» его презентовали как на 90% отечественный — причем и по количеству узлов, и в стоимостном выражении. Оставшиеся 10% — импорт из дружественных стран, но и его собирались ужать до 1% (электронной элементной базы). В частности, здесь стоит отечественный тяговый привод компании КСК, а не японский Hitachi, как на «Юбилейных». «Торможение в этом составе вообще электродинамическое, практически до нуля он тормозит за счет тягового привода. А колодки используются больше как стояночный тормоз во избежание откатки», — говорил Роман Миронов, представитель дирекции ТМХ по развитию городского транспорта.
Самое интригующее — это приложение к документации, где перечислены все случаи неисправностей под анализ. Их за три года набралось 982.
Примерно 250 случаев приходятся на конец 2022 года — 2023 год, более 500 — на 2024, остальное — на 2025. Цифра может шокировать, но надо понимать, что в список попало вообще всё: от излома хвостовика пружины или излома провода до неисправностей в датчиках давления или нетуго затянутых болтов на крышке редуктора. Из этого лишь несколько случаев приводили к сбоям на линии.
Слово «дверь» упоминается там сотни раз: потеря контакта, неисправность концевого выключателя «дверь закрыта» и реле «контроль дверей», блока управления, замка, подклинивание из-за не того привода и т. д. Например, из раннего 2023-го: «Пропал контроль 2 и 3 дверных проемов. При открытии прислонно-сдвижных дверей напряжение аккумуляторных батарей на вагоне № 25004 было 36В (пониженное). По этой причине дверному оборудованию 2 и 3 дверных проёмов не хватало мощности для стабильной работы».
Система торможения упоминается несколько десятков раз. Из знакомого, в 2024 году: «Несоответствие давления в тормозной магистрали заданному значению, по причине необеспечения фиксации рукоятки крана машиниста». Были неисправности блока управления стояночным тормозом или датчиков давления в магистрали.
Также в таблице неисправности в моторе-компрессоре, в платах, микропереключателях, стирание изоляции кабеля, сбои в системе программного обеспечения, в связи машинист — пассажир, в Ethernet-магистрали, разрушение сварного шва и подшипникового узла. В перечне оборудования — как импортозамещенные элементы, так и импорт.
Что интересно, мониторинг цен на эту техническую инспекцию метрополитен объявил 17 числа — на следующий день после сбоя на первой линии. Видимо, поэтому его в перечне случаев нет — документацию готовят заранее. А закончить проверку надо до 31 октября: за три дня до этого должно стать понятно, что случилось с самым заметным «Балтийцем» этого года.















