
Появление нового цвета в палитре петербургского метро заставило «Фонтанку» приглядеться к до сих пор целиком красному контракту на поставку поездов. Триколора — не того — ждут уже в текущем году, но вагоны вылезают из берегов устойчивой цены договора.
Что это за палитра
Контракт примерно на 240 млрд рублей петербургская подземка в 2022 году заключила с лизингодателем — «Трансхолдлизингом», который входит в ТМХ. Поставки рассчитаны до 2031 года, лизинговые платежи — на 25 лет. В изначальных ценах стоимости хватило бы на 950 вагонов «Балтиец» — именно так обозначали ориентировочный объем контракта. До сих пор составы поставляют только в красном цвете и только на первую линию.
Фиолетовый «Балтиец» приметили в Петербурге на днях. Он приехал на Октябрьский электровагоноремонтный завод (официальный производитель) с площадки «Метровагонмаша» в Мытищах. Приехал не своим ходом — сюда привезли кузов, а досборка происходит в Петербурге. Вероятно, это и дает основания Смольному сообщать о том, что «сборка составов локализована в Петербурге»: кузовные работы не местные, но основные наукоемкие операции, имеющие наивысшую стоимость труда, проводят здесь.



Так было не всегда, на заре контракта почти целиком «Балтийцев» делали на «Метровагонмаше», позже сборка переехала. Его связка с ОЭВРЗ выглядит логично: до недавнего времени оба предприятия входили в состав «Трансмашхолдинга» (ТМХ) вместе с лизингодателем «Трансхолдлизингом», который и является непосредственным поставщиком для петербургского метро. Но в 2025 году Октябрьский электровагоноремонтный завод перешел в собственность компании «Мотус груп», которая выкупила несколько активов ТМХ.
После обновления подвижного состава на первой линии метро, для которой и предназначены красные «Балтийцы», их изначально собирались привозить и на другие линии — каждый раз в новом цвете. В конце прошлого года представили эскизы синего; его отличает не только расцветка, но и изменения в расположении поручней, электрооборудования, в системе пожаротушения, применение мотора-компрессора.


Теперь все желающие могут увидеть, как по территории ОЭВРЗ катают вполне себе настоящий, а не нарисованный фиолетовый «Балтиец», пусть его только начали укомплектовывать. ОЭВРЗ называет его «Балтиец-2» (модель 81-726.2). «Сотрудники завода проведут электромонтажные работы, установят двери, наладят системы энергообеспечения и произведут испытания поезда», — говорится в релизе.

«Пассажиры смогут по достоинству оценить комфортабельность поездки в новом поезде благодаря усовершенствованной системе вентиляции и усиленной шумоизоляции. В модернизированных пассажирских дверях использованы проверенные решения, основанные на опыте эксплуатации вагонов „Балтиец“. Они теперь оснащены электромагнитными муфтами, благодаря которым улучшилась плавность работы, снизился уровень шума», — сообщает производитель. То есть от партии к партии вносятся локальные изменения — но в рамках общего техзадания главного контракта. Это пояснение специально для тех, кто все же рассчитывает на сквозные проходы и кондиционеры в поездах по московскому образцу — не до 2031 года точно.
По словам завода, фиолетовый «Балтиец-2» должен поехать до конца года. Ранее Смольный сообщал: в 2025-м планируют выпустить еще 15 красных составов и закрыть вопрос с первой линией, получить один состав для пятой и пять — для новой шестой; впрочем, ее для начала надо построить на участке «Путиловская» — «Юго-Западная».
Сколько осталось и сколько стоит?
В марте на красной линию выпустили 30-й «Балтиец», то есть туда уже привезли 240 вагонов. Изначально закупку именно для этой линии обосновывали необходимостью срочно заменить на ней составы модели Ем. «Они подлежат тому, чтобы их поставить уже к стенке, а не работать на таком возрастном подвижном составе, потому что это граничит с угрозой безопасности», — заявляли в комтрансе.
При этом за счет работы красных «Юбилейных» по среднему возрасту подвижного состава она на самом деле была не самой дряхлой, на первом месте уже в 2021 году шла синяя. «Фонтанка» рассказывала, что, когда метрополитену надо было защищать будущий контракт, подземка давала такие данные: на второй (синей) линии три четверти вагонов модели 81 эксплуатируются с превышением назначенного срока службы.
Далее в сторону омоложения шли четвертая (оранжевая), пятая (фиолетовая) и третья (зеленая) линии. Тем не менее, как только стало понятно, что при поддержке федерального бюджета удастся обновить не только первую, в контур контракта включили, кроме нее и синей, относительно молодую фиолетовую. При заключении контракта считали так: около 300 вагонов заместят совсем уж древние Ем на первой линии, 462 приедут на вторую и 192 — на пятую. Всего — 950.
Но структура контракта такова, что в реальном мире эти расчеты надо корректировать. 243 с лишним млрд рублей — его максимальная стоимость, двигать ее нельзя. Поставщик и заказчик регулярно сверяют актуальную производственную стоимость вагона и подписывают допсоглашения: на такую-то дату мы подтверждаем, что головной моторный вагон стоит столько-то, промежуточный моторный — столько-то, промежуточный безмоторный — столько-то. Именно из этих сумм высчитываются и лизинговые платежи. А это значит, что сколько вагонов влезет в 243 млрд с учетом «балтийской» инфляции, столько и будет.
В 2022 году при заключении контракта называли соответственно 144 млн, 112 млн и 85 млн рублей. В последнем допсоглашении — от февраля — значатся 172 млн, 134 млн и 102 млн рублей. Примерно так же, если округлять, в 2022 году оценивали «базовую» стоимость вагонов, когда и выводили формулу: выкупная стоимость вагонов — 129 млрд, всего их — 950, с лизингом получается 243 млрд.
При этом в документах по исполнению контракта есть информационные справки, согласно которым, к примеру, в начале прошлого года цена вагонов составляла 189 млн, 147 млн и 112 млн рублей, а в конце — 203 млн, 157 млн и 120 млн. Эти справки применяются только для предварительного расчета платежей, но в них есть прикидки по актуальному распределению цены контракта на количество вагонов. Так вот в конце 2023 года получалось уместить в 243 млрд 894 вагона, через полгода — 854. В справке к допсоглашению от ноября 2024 года значится уже 830.