Общество Город «Пришел не за зарплатой, а ради детей». Призер конкурса «Первый учитель» из Петербурга — о начальной школе и мужчине-педагоге

«Пришел не за зарплатой, а ради детей». Призер конкурса «Первый учитель» из Петербурга — о начальной школе и мужчине-педагоге

17 599

Конкурс «Учитель года России» — уже привычное и знакомое мероприятие. Но мало кто слышал об аналоге для педагогов начальной школы — «Первый учитель». На прошлой неделе подвели итоги 2025 года — в тройке призеров оказался 31-летний учитель начальных классов школы № 93 Пушкинского района Алексей Сергеевич Чибитько.

«Пришел не за зарплатой, а ради детей». Призер конкурса «Первый учитель» из Петербурга — о начальной школе и мужчине-педагоге  | Источник: Комитет по образованию Санкт-Петербурга«Пришел не за зарплатой, а ради детей». Призер конкурса «Первый учитель» из Петербурга — о начальной школе и мужчине-педагоге  | Источник: Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Источник:

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

«Фонтанка» говорила с петербургским педагогом о секрете успешного урока, восприятии мужчины в школе и самом трудном в работе учителя начальной школы.

— Алексей Сергеевич, сколько лет вы работаете в начальной школе?

— В начальной школе я уже работаю 11 лет. Закончил педагогический колледж, но вообще в школу пришел еще на последнем курсе. Начал работать с открытия школы № 93 вместе с директором Татьяной Владимировной Яшиной. До сих пор работаем сплоченной командой.

— Почему вы выбрали именно начальную школу? Кажется, это не особо популярное направление, хотя, возможно, я ошибаюсь.

— У меня педагогическая семья. У нас больше 220 лет общего стажа. Моя мама — учитель начальных классов. Примером выбора педагогической деятельности послужила мама. Другим примером был дедушка. Он стал учителем истории в Ленинграде после Великой Отечественной войны. Для меня он был героем и примером. Родители, дедушка и остальные родственники передали мне этот пример. Обучать детей и передавать знания для меня — большая честь.

— У меня историческое образование, была школьная практика. Могу примерно представить, что можно сказать подросткам, а вот совсем детям… Не тяжело ли работать с такими юными школьниками?

— Дети требуют особого подхода. Нужно знать, как с ними работать. Когда применяешь несколько разновидностей методик и подходов, дети будут с тобой работать в унисон. Детям будет интересно, когда урок будет интересный. Всё зависит от учителя, какие он будет применять инструменты.

— И как сделать урок интересным?

— Самое главное — заинтересовать детей. Дать начало урока так, чтобы им самим стало интересно изучить тему, тогда в течение всего урока дети не просто будут работать, но и захотят после урока самостоятельно изучить тему.

Например, я на конкурсе давал урок математики, связанный с решением задач. Кажется, обычная тема. Однако я заинтересовал интересной информацией — начал рассказывать о Петре I и Петербурге. Мы решали задачи, выясняя, сколько лет нашему городу. Да, конкурс проходил в Белгороде. Там детям тоже было интересно. Еще мы узнавали рост Петра Первого. Всю эту информацию они получали через решение задач. Это были четвероклассники. Они уже решали множество задач, но здесь были именно такие задачи, которые реально вызывают интерес.

Можно материал подать так, чтобы детям было познавательно. Урок будет интересный — дети будут работать.

— Обычно в начальной школе ожидаешь в качестве педагога женщину или девушку. Как родители реагируют, когда учитель их детей — это серьезный мужчина?

— По-разному. Кто-то считает, что при попадании к учителю-мужчине будут военная выправка и сильное воспитание. Кто-то считает, что мужчина дает точные знания. Однако всё по-разному. Я всегда говорю, что учитель-мужчина — это такой же творческий человек. Военная выправка или нет — всё зависит от того, как дети будут воспринимать учителя. Сразу говорю родителям: все учителя одинаковые, все даем одинаковую программу. Главное, чтобы учитель преподносил так, чтобы было интересно школьникам.

— А дети видят разницу?

— В начальной школе дети быстро привыкают к учителю. Неважно — мужчина или женщина.

— Что самое, по вашему мнению, Алексей Сергеевич, трудное в работе учителя начальных классов?

— Трудно, возможно, может быть… найти подход к родителям на сегодняшний день. Не к детям. К детям найти подход можно. Главное — надо знать, как это сделать. Не всегда родители могут услышать учителя, но ради ребенка мы должны сотрудничать. Все три стороны — родители, учитель и ребенок. Когда этот треугольник будет работать слаженно, тогда мы будем активно заниматься воспитанием и развитием ребенка.

Если родители не находятся в унисон с учителем, то, к сожалению, будет очень трудно. Только учитель наедине с ребенком — это неполная работа, которая нужна для развития детей.

Источник: Комитет по образованию Санкт-ПетербургаИсточник: Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Источник: Комитет по образованию Санкт-ПетербургаИсточник: Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Источник: Комитет по образованию Санкт-ПетербургаИсточник: Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Конкурс «Первый учитель» проходит в два уровня — отборочный (заочный) и заключительный (очный). В 2025 году за звание лучшего учителя начальной школы боролись более 5 000 педагогов России. Среди них выбрали 30 финалистов. Они участвовали в очном этапе в Белгороде, где определились 10 лауреатов. Следующие этапы проходили в Москве.

«Особая радость для Санкт-Петербурга — Алексей Сергеевич Чибитько, учитель начальных классов школы № 93 Пушкинского района, вошёл в тройку призёров конкурса!» — говорится в сообщении комитета по образованию Санкт-Петербурга.

— Какие карьерные перспективы открываются после успехов в конкурсе «Первый учитель»?

— Мне конкурс дал огромную возможность понять, увидеть и оценить свои силы в дальнейших конкурсных делах. Я творческий человек, разрабатываю программы развития для школы. Познакомился с «Народными учителями» на конкурсе — очень им благодарен, что они подсказывали и продолжают со мной общение. Увидел, что я со своими идеями интересен многим людям. Буду продолжать свою работу с новым дыханием и новыми впечатлениями.

— По вашему мнению, сейчас молодых учителей больше стало? Недавно вице-губернатор Ирина Потехина приводила данные статистики.

— Их стало больше, по моим ощущениям, чем раньше. Очень радует, что увеличивается поток молодых педагогов. Я наставник-просветитель в Северо-Западном регионе. Моя задача, так сказать, всех педагогов удержать и показать, что школа — это не страшно, и что можно с этим работать. Возможно, да, будет много проблем и будут какие-то трудные задачи, но они все решаемы. Просто нужно найти правильный подход.

— Понял, спасибо. Последний вопрос: зарплатой довольны?

— Ну да. Я был доволен зарплатой, когда ещё сам был молодым специалистом. Я пришел не за зарплатой, пришел ради детей. Ради того, чтобы реализовать свой педагогический потенциал. Не в зарплатах счастье.

Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE16
Смех
TYPE_HAPPY25
Удивление
TYPE_SURPRISED2
Гнев
TYPE_ANGRY1
Печаль
TYPE_SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
44
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5