
Здание ВНИИБ находится в списке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, — подтвердили «Фонтанке» в комитете по охране памятников. Его нельзя сносить, пока эксперты КГИОП не перепроверят его на соответствие памятнику культуры.
В апреле специализированный застройщик «2-й Муринский» получил ордер Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ) на работы, связанные со сносом ВНИИБ. В документе прямо прописана эта цель, при этом инспекция в границах своих полномочий разрешает застройщику соорудить пешеходную галерею, ограждения, строительные леса, складировать стройматериалы, протягивать временные инженерные коммуникации, устанавливать строительные будки. Застройщику предписано уведомлять о работах по сносу поставщиков энергоресурсов, а также обеспечить безопасность прохожих.
Ордер действует с 14 апреля 2025 года по 15 октября 2027 года.
При этом компании необходимо согласовать сам снос с другими ведомствами — в частности, уведомить районную администрацию и Госстройнадзор. В базе уведомлений о планируемом сносе Госстройнадзора ВНИИБ нет.
Вместе с тем горожане через суд обязали КГИОП изучить здание ВНИИБ на предмет соответствия объекту культурного наследия. В июне 2024-го соответствующее решение вынес Куйбышевский районный суд по иску активистки «Живого города» Антонины Елисеевой. Санкт-Петербургский городской суд утвердил его в апелляции, и оно вступило в силу.
В феврале 2025-го похожее решение принял и Калининский районный суд, по иску от градозащитников Дмитрия Литвинова и Юрия Багрова (есть в распоряжении «Фонтанки»). Они также требовали обязать КГИОП рассмотреть их заявление о признании ВНИИБ объектом культурного наследия.
В комитете по охране памятников рассказали «Фонтанке», что здание Всесоюзного НИИ целлюлозно-бумажной промышленности внесли в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, 19 февраля 2025 года. Это день вступления в силу решения суда. Суд не установил срок рассмотрения заявки.
Согласно Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», КГИОП должен организовать работу по установлению историко-культурной ценности в срок не более 90 дней после регистрации заявления. По истечении этого срока ведомство принимает решение либо включить объект в число памятников истории и культуры, либо исключить из списка объектов с признаками объекта культурного наследия.
В связи с этим вероятно, что КГИОП рассмотрит вопрос о культурной ценности ВНИИБ к началу июля — именно к этому времени пройдут те самые 90 рабочих дней.
Петербургские активисты настаивают на сохранении здания Всесоюзного НИИ целлюлозно-бумажной промышленности с 2019 года. Еще тогда специализированный застройщик «2-й Муринский» получил разрешение на его снос и строительство современного жилого дома на этом месте.
В 2019 году горожане впервые обратились в КГИОП с предложением признать здание памятником. Комитет не посчитал ВНИИБ объектом культурного наследия и во включении в реестр отказал. Активисты оспаривали это через суд, а потом пробовали подать заявления на признание памятником вновь. КГИОП отказывался даже принимать эти заявки, и как раз это горожанам оспорить удалось.
Градозащитники несколько лет проводили сходы и собрания у ВНИИБ, в 2020-м количество приходящих туда достигало 150 человек — «Фонтанка» рассказывала об этом. За сохранение ВНИИБ выступали архитектор Маргарита Штиглиц и искусствовед Михаил Мильчик. Здание включили в «Красную книгу» Всемирного клуба петербуржцев.
ВНИИБ находится на 2-м Муринском пр., 49а. Это здание было построено в 1955–1957 годах по проекту архитекторов Журавлёва и Филипповой. В списке объектов с признаками памятника оно включено в категорию «Площадь Мужества и связанные памятники архитектуры XX века».
Ранее «Фонтанка» рассказывала о том, что горожанам удалось добиться включения в список объектов с признаками культурного наследия парка имени Академика Сахарова. КГИОП сообщил, что по регламенту там необходимо остановить земляные и строительные работы, связанные с благоустройством.