2022-й стал годом испытаний, в том числе для коммерческой недвижимости. Отели компенсируют дефицит персонала с помощью «умных сервисов» и привлекают туристов, креативщиков и фриланссеров с помощью инноваций. Торговые центры делают ставку на IT-решения, снижающие затраты на оплату труда и позволяющие дистанционно контролировать работу персонала. Офисы тоже стремятся перевести процессы «в цифру». Роман Блонов, директор по развитию PropTech «Миран» (Входит в группу компаний Becar Александра Шарапова) рассказал, как тренды последних месяцев повлияли на цифровые решения в недвижимости.
С конца февраля сформировались два наиболее существенных тренда. Во-первых, западные сервисы начали сворачивать работу на территории России. Соответственно, сотрудники IT-отделов стали оперативно изучать предложения местных компаний и по возможности продолжать работу, но уже с отечественными партнерами или стартапами из дружественных стран.
Во-вторых, из-за неопределенности на рынке сократился объем инвестиций. Решения, рассчитанные на долгосрочный результат и не приносящие пользу в короткие сроки, были поставлены на «стоп». Например, это коснулось проектов, которые вызывали wow-эффект — внедряли голосовых помощников или создавали 3D-аватары.
Как следствие, главной задачей для бизнеса стала экономия. Поскольку внедрение некоторых цифровых решений не требует много вложений и времени и при этом существенно снижает расходы, спрос на такие проекты сильно увеличился. Минимизация ручного труда, повышение эффективности, оптимизация бизнес-процессов — то, что стало не просто нужным, а жизненно необходимым для некоторых участников рынка.
Спасение — в «цифре»
В торговых центах после ухода западных арендаторов снизился поток клиентов. Некоторые компании были «якорными», привлекали посетителей и «кормили» соседей. Сейчас оставшиеся помещения находятся в режиме ожидания — с одной стороны, не все компании расторгли договоры аренды, с другой — отечественные проекты не всегда готовы занимать такие большие площади. В итоге торговые центры стараются перестраиваться, чтобы не терять выручку и покупателей.
Мы фиксируем увеличение спроса на наше IT-решение Kaizen, поскольку оно позволяет оптимизировать все процессы, связанные с эксплуатацией недвижимости. Сотрудники могут создавать заявки через Telegram и контролировать их исполнение. Кроме того, благодаря интеграции с 1°С расчет зарплаты происходит на основании данных. За счет автоматического распределения задач торговые центры и любые другие объекты коммерческой недвижимости могут оптимизировать производительность сотрудников, а с помощью интеграции с IoT-системами — автоматизировать ситуационную эксплуатацию. Контроль аттестации персонала также происходит через Kaizen — не подтвердившие квалификацию сотрудники не могут быть допущены к работе.
Из интересного — недавно мы разработали модуль «шеринг персонала». Это своего рода внутренний фриланс: задача попадает на биржу, а сотрудник берет её в работу за дополнительную плату.
В гостиничной отрасли из-за падения турпотока зимой и весной отели старались активно сокращать расходы, а некоторые проекты были вынуждены уволить часть сотрудников. Летом мы наблюдали рекордное увеличение числа внутренних туристов, а бизнес срочно компенсировал дефицит рабочей силы — ситуация изменилась в обратную сторону. Решением стали цифровые помощники и digital-сервисы, которые позволили ликвидировать «провалы» в комфорте и сервисе.
Собственники проектов, рассчитанных на делового туриста, в свою очередь, задумались о подготовке к осеннему сезону и тоже сделали ставку на «цифру». Плюс сохранился тренд на оптимизацию, собственников, всерьез проявляющих интерес к инновациям, становится больше.
Мы ведем переговоры по внедрению нашего IT-продукта Digital Concierge, с помощью которого можно управлять номером с телефона — открывать двери, включать свет, телевизор, чайник, регулировать температуру и заказывать еду. Открытый API дает возможность интеграции с любой PMS-системой. Чтобы внедрить управление «умным домом» из приложения, не нужно производить никакие строительные работы. А еще прямо в приложении можно организовать комьюнити гостей и обеспечить внутреннюю жизнь отеля.
На стадии развития
Сейчас мы видим довольно много проектов, которые активно развиваются, обсуждаются, но пока не пользуются массовым спросом. К таким инновациям можно отнести BIM-технологии и IoT. То же можно сказать и про голосовых помощников, которых выпускают практически все экосистемы. У многих дома есть «умные» колонки, но повсеместного тренда на их использование пока нет. Коммерческая недвижимости практически лишена голосовых интерфейсов. Исключение — первый корпус крупнейшего цифрового кластера Digital Village — отель We&I Ramada 4* by Vertical.
Конечно, ситуация нестабильная и многие находятся в состоянии неопределенности, но, на наш взгляд, побег в «цифру» — оптимальный способ пережить сложные времена и масштабировать бизнес в период улучшении ситуации.
We&I by Vertical — застройщик ООО «ИНТЕРРОСТ», проектная декларация на сайте наш.дом.рф