Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Бизнес Какое-то надувательство. Из-за нехватки гелия удвоились цены на воздушные шары

Какое-то надувательство. Из-за нехватки гелия удвоились цены на воздушные шары

18 515

Продавцы воздушных шаров давно не видели такого резкого подорожания гелия за столь короткое время. Из-за этого стоимость одного из главных праздничных украшений растет как на дрожжах. Предприниматели винят в этом «Газпром» как единственного в стране производителя солнечного газа.

Участники рынка праздничной атрибутики и воздушных шаров по всей стране от мала до велика жалуются на небывалое удорожание гелия. С начала июня цена газа на торгах выросла в два раза, с начала мая — в 2,5. Из-за этого продавцы в пору выпускных и свадеб вынуждены поднимать стоимость шаров, а клиенты — покупать меньше или вовсе отказываться от летучего украшения. О причинах происходящего предприниматели только догадываются, отмечая, что не могут получить информацию от главного поставщика гелия на рынок — «Газпрома». Пролить свет на происходящее они просят ФАС.

Продавцы шариков говорят, что гелий для них дорожает буквально не по дням, а часам. «Такого раньше не было. У нас прямое общение с поставщиком гелия. При заказе они пишут, что гелий стоит столько-то. Проходит час. Мы оформляем заказ. Они пишут, что цена уже другая, и она дороже на 500 рублей. Так происходило на протяжении недели каждый день. Сейчас это происходит раз в 3–4 дня», — говорит «Фонтанке» менеджер петербургской компании «Букет от Лурье» Милена Заморская.

Она приводит пример: самая базовая позиция — пастельный шарик стандартного размера 30–35 см — раньше стоил в магазине 80 рублей, сейчас он стоит уже 110 рублей. Конкретно его цена выросла на 40 %, но в среднем шары подорожали как минимум вдвое.

«У нас в Саратове цена была около 13 тысяч рублей (за баллон. — Прим. ред.), сегодня у поставщиков — 25 500 была. За счет этого у нас увеличивается стоимость, и получается, что потребители банально не могут себе позволить купить шарики. Потому что они продавались от 70 рублей, а сейчас стоят — по 140–150 рублей за шар. Это значительная сумма для рядового потребителя, — рассуждает владелец магазина товаров для праздника Badabum из Саратова Петр Крохмаль. — У меня есть явные примеры, когда люди приходили в магазин, узнавали стоимость шара и уходили к другим. Просто не все предприниматели мониторят стоимость гелия. Есть такие розничные магазины вроде цветочных, где шары не являются основной их позицией, их у них редко покупают. Они продают еще по старым ценам. Когда у них закончится гелий, они поймут, что продавали дешево и не смогут купить еще».

«По ценам примерно одинаковая картина во всех регионах, — рассказывает владелец магазина Art shar из подмосковной Коломны Андрей Абрамов. — Баллон газа стоил в среднем 10–11 тысяч. Сейчас эта сумма местами уже достигает 25–30 тысяч за баллон». Предприниматель отмечает, что обычно подорожание было на уровне 5–10 %. «Понятно, что в стране и так не все гладко, но целую сферу могут просто похоронить. 300 рублей за обычный латексный шар — это уже что-то на богатом», — грустно иронизирует он.

С проблемами сталкиваются не только розничные магазины, но, пожалуй, их проблемы самые серьезные. Чаще всего речь идет о небольшом семейном сезонном бизнесе, который зарабатывает основную долю выручки во время последних звонков, выпускных и свадеб в мае-июне, а весь оставшийся год может быть убыточным. Сейчас таким предпринимателям из-за дефицита сложно даже просто купить баллоны с гелием, не говоря уже о приемлемой цене, пояснил «Фонтанке» Александр Игнатюк, гендиректор компании «Европа уно трейд СПБ» (филиал сети магазинов праздничной атрибутики «Веселая затея» в Петербурге). По данным СПАРК, выручка фирмы в 2021 году составила почти 400 млн рублей, чистая прибыль — 5,6 млн рублей. Головное АО «Европа уно трейд» в 2021 году заработало 2,8 млрд выручки и 245 млн чистой прибыли.

«У нас день начинается с того, что мы ищем, где еще можно купить [гелий] уже по любой цене, — отметил Игнатюк. — Есть мнение, что мы пытаемся как-то нажиться, но на самом деле нам еще тяжелее, чем нашим конечным покупателям. У нас практически нет наценки. Мы просто пытаемся не дать индустрии умереть. Я не знаю, с чем это связано, потому что «Газпром», в отличие от предыдущих кризисных историй, которые у них время от времени случались, — и аварии были, и профилактики на заводах, в этот раз вообще молчит».

О полном отсутствии информации в своем обращении в ФАС говорит и другой крупный поставщик праздничных товаров — «Микрос» (Выручка в 2021 году — 1,1 млрд рублей, чистая прибыль — 119 млн).

«По нашим наблюдениям в период с 4 мая по 15 июня 2022 г. средневзвешенная цена за гелий на торгах выросла на 90 %. Популярное оформление торжеств шарами становится недоступно дорогим для потребителя, — отмечает воронежская компания. — Производителем и поставщиком гелия в Российской Федерации является ООО «Газпром добыча Оренбург», который объяснений повышению цен не предоставляет. Просим ФАС отреагировать на сложившуюся ситуацию и принять меры по стабилизации цен на гелий газообразный».

Цена на гелий у поставщиков растет прямо пропорционально цене на торгах, которые проводит «Газпром». Известно, что с крупными покупателями у структур корпорации заключены прямые контракты. Кроме того, каждый день участник организованных торгов нефтепродуктами и продуктами газонефтепереработки «Газпром ГНП холдинг» выставляет на биржу по несколько кубометров гелия, но в апреле что-то изменилось.

Так, до 1 апреля компания поставляла на торги по 5850 кубометров газа в день, а с 2 апреля объем сократился вдвое — до 2760 кубометра. В мае он поднялся до 3300, но в июне снова упал до 2520 кубометров. При этом спрос на гелий, наоборот, вырос. Так, по данным «Авито», в апреле-мае спрос петербуржцев на организацию выпускных вырос на 84 %, свадеб — на 69 %, детских праздников — на 65 %, корпоративов — на 46 % по сравнению с аналогичным периодом относительно нековидного 2021 года.

Участники рынка выдвигают несколько версий случившегося. Одни поставщики говорят своим клиентам, якобы завод, который производит гелий, частично перешел под военные нужды, но подтверждения этому нет. Другие задумываются о том, что частично гелий на российском рынке был импортным. Это похоже на правду. По данным таможни, в 2021 году в страну импортировали 200 тонн газа на 14,7 млн долларов. Страны поставщики можно пересчитать по пальцам: США, Катар, Австрия, Германия, Польша, Италия, Франция, Бельгия, Алжир и Малайзия.

Накануне в телеграм-канале «Осторожно новости» появилось сообщение, будто бы 40 % мировых поставок гелия до начала боевых действий на Украине шло из этой страны. Александр Игнатюк в беседе с «Фонтанкой» назвал это ерундой. «На Украине своего гелия нет. Есть завод в Польше, но он очень маленький», — заметил он. По его словам, основными поставщиками гелия в мире являются США, Катар и Россия. Украина, в свою очередь, ключевой поставщик абсолютно другого газа — неона.

Гелий выделяется из природного газа. В жидком состоянии он активно используется в магнитно–резонансной томографии. Газообразный нужен для науки, военной и космической отрасли. Но все же как минимум треть от произведенного в стране газа приходится на сферу рекламы и развлечений.

До недавнего времени единственным производителем гелия в России был построенный еще в Советском Союзе Оренбургский гелиевый завод (ОГЗ), который принадлежит «Газпрому». В прошлом году корпорация запустила второе гелиевое предприятие — Амурский газоперерабатывающий завод, на который топливо поступает по газопроводу «Сила Сибири». Было открыто две технологические линии из шести. Но уже в октябре завод был остановлен из-за аварии — на одной из линий произошла разгерметизация оборудования с выбросом и возгоранием газа. Когда завершатся восстановительные работы, неизвестно.

Один из участников рынка поделился с «Фонтанкой» предположением, что оборудование на заводе сильно пострадало, а из-за санкций импортные составляющие восстановить не получается. «Я так понимаю, что они новый гелий не производят, а то, что было произведено и лежит в хранилищах, они пытаются растянуть на подольше. Старый завод раньше покрывал потребность рынка, но после того, как амурский запустили, тот переквалифицировался на производство жидкого гелия для экспорта», — выдвигает версию он.

«Фонтанка» направила запросы в ПАО «Газпром» и «Газпром ГНП холдинг». К моменту публикации ответ не поступил.

В Федеральной антимонопольной службе приняли запрос «Фонтанки» и сообщили, что на ответ потребуется время.

Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»

Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
17
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях