Рынок салонов ногтевого сервиса штормит. На фоне подорожания материалов и кадрового голода у некоторых обострились коронавирусные травмы.
Материалы «для ноготочков» подорожали на
Кто тут самый крупный
По данным «Авито», количество объявлений о продаже готовых маникюрных студий в Петербурге выросло к апрелю на 17 %. В мае пользователи чаще, чем месяцем ранее, просматривали объявления о продаже бьюти-компаний — на
По данным СПАРК, всего в Петербурге зарегистрировано 284 компании с выручкой от 1 млн рублей, занимающиеся «предоставлением косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты». Самая крупная из них — производитель парфюмерных и косметических средств под брендом ESTEL «Юникосметик», выручка которого в 2021 году составила более 10 млрд рублей. Сколько из них приносят непосредственно салоны красоты, сказать трудно.
Вместе с «Юникосметик» топ-30 делят дистрибьюторы «Эстель», отели, при которых есть салоны красоты, и СПА-центры, медицинские клиники, предоставляющие косметические услуги. После первой тридцатки идет ООО «Никами» с выручкой 76 млн рублей в год, работающее под московским брендом люксовых салонов Prive7. Прямо за ним — ООО «Суши марка», экс-франчайзи сети салонов «Пилки». Право на использование действующего товарного знака компания утратила в конце апреля 2021. Выручка фирмы за последние три года упала с 111 млн до 74 млн рублей. Однако «Суши марку», как нетрудно догадаться по названию, всё это время кормили не только «ноготочки». Она также владеет правами на бренды EASУШИ и «Суши Шоп».
Выручка основного юрлица сети ООО «Пилки» за последние три года опустилась с 39 млн до 37 млн рублей. Всего по России бренд могут использовать 14 компаний и индивидуальных предпринимателей. В Петербурге такое право теперь есть у ООО «Пилки» и четырех ИП. В городе под этим брендом работает 53 салона.
Как говорят консультанты в сфере недвижимости, в целом сеть ведет себя «ровно»: она и раньше не славилась частой ротацией помещений, и сейчас этого нет. Хотя, как стало известно корреспонденту «Фонтанки», как минимум один салон сети переехал в другое помещение, но неизвестно точно — более или менее дорогое. За этим эксперты рынка видят не сокращение амбиций, а наоборот, развитие. Судя по данным сайта, сеть готовится открыть как минимум новые точки, в ближайшей части Ленобласти — в Янино и Буграх.
— В салоне переезд — это не процесс одного дня. Это новые инвестиции в ремонт, новое оборудование (не все заказные позиции могут встать на новом месте), разводка электричества. На самом деле легко сказать, но сложно сделать. Если только это не переезд в готовый салон после бывших коллег. У нас в индустрии это называют «ищу «кости», «бизнес на костях», когда скелет уже есть и нужен только персонал для запуска, — объясняет гендиректор сети парикмахерских «Бигуди» и салонов красоты «Лаки Like», общественный омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Лялья Садыкова.
Первый дефолт
Может так случиться, что вскоре «Пилки» станет единственной крупной сетью маникюрных салонов своего сегмента в Петербурге. Эта перспектива стала осязаемой, когда ее основной конкурент — «Кисточки» — предупредил, что не сможет полностью расплатиться по облигациям на сумму 40 млн рублей. Основной причиной стала пандемия. Открывшиеся в 2020 году московские салоны сети так и не пережили карантин.
Головное ООО «Кисточки Финанс» разместило информацию об этом в середине мая 2022 года. Организация объявила, что не сможет полностью расплатиться с кредиторами по облигационному займу и готова выкупить по номиналу четверть стоимости облигаций — на сумму 10 млн рублей. 2 июня появилось сообщение, что она погасила
Компания принадлежит петербургскому предпринимателю Игорю Рудзию, основателю группы компаний «Грузовичкоф.Таксовичкоф», совладельцу сервиса доставки еды «Достаевский». Также ему принадлежит операционная компания сети салонов ООО «Коллекция». Оно вместе с ООО «Созвездие» и девятью ИП из Петербурга и Ленобласти владеет правами на торговый знак «Кисточки». Всего у сети 23 точки на два эти региона.
По данным СПАРК, выручка «Кисточки Финанс» за 2021 год составила 26,5 млн рублей, чистая прибыль — 11,3 млн. Выручка ООО «Коллекция» за тот же период достигла 61,7 млн рублей, чистая прибыль — 3,15 млн. Выручка ООО «Созвездие» — 58,8 млн рублей, чистая прибыль — 6,8 млн.
Однако массового освобождения площадей «Кисточками» пока нет, сообщила «Фонтанке» Полина Фиофилова, руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU.
— Сеть «Кисточки» широко развита, и они находятся во многих районах города. Более того, занимают хорошие места. Последние два года они не искали новые площадки, и развитие в плане поиска новых помещений остановлено. Сейчас большая часть помещений этой сети работают по франшизе. Также есть ряд помещений, где сама сеть сдаёт часть в субаренду — например, на Садовой, 33. Это даёт понимание того, что какой-то критической ситуации в сети нет, — пояснила она.
Насколько выросли цены
— Ситуация со спецоперацией привела к росту цен на всю продукцию. Дефициту продукции. Помимо этого, не вернулись цены на допандемийный уровень на те же перчатки, спиртовые дезинфекторы, которые в нашей отрасли использовались и до этого. Многим салонам снова пришлось влезать в долги, чтобы перестроить формат работы — так как с 1 марта все поставщики попросили закрыть все долги, отказались от отгрузки в кредит и работают только с оплатой по факту, — рассказала Лялья Садыкова.
По ее оценке, часть салонов, несмотря на удорожание материалов на
Что касается парикмахерских материалов, цены повышались в два этапа: на 1
— Ушли ещё в марте парикмахерские Redken и Kerastase. Сейчас — Wella. Это всё бренды бизнес-класса. Меняем пока на итальянцев, французский L’Oréal, с которым связываем надежды, что останется — так как большой сегмент рынка занимает и закрывает все потребности, — отметила Садыкова.
Дефицит рабочих рук в бьюти-индустрии
По данным HeadHunter, на протяжении последних трех месяцев в профессиональной сфере «Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты» наблюдается дефицит сотрудников. Если количество вакансий работодателей в этой категории в апреле снизилось на
Индекс уровня конкуренции hh.ru показывает, насколько вакансии уравновешены резюме соискателей. Если показатель составляет от 0 до 4 резюме на одну вакансию — это говорит о дефиците, от 5 до 7 — о балансе, а если значение превышает 7 — конкуренция высокая. «Уровень конкуренции в сфере за три месяца держится на уровне 2,4–2,7, что говорит о дефиците специалистов в сфере в целом», — сообщили «Фонтанке» в hh.ru.
Так вот, если отдельно брать специальность мастера ногтевого сервиса, конкуренция среди них в Петербурге сейчас составляет 4,9 резюме на место, что скорее ближе к балансу, чем к дефициту. При этом количество вакансий для специалистов растет два месяца подряд, всплеск был зафиксирован в апреле — плюс
Для сравнения, спрос работодателей на парикмахеров вырос так же резко (+
— При оценке любого сектора рынка услуг нужно учитывать фактор сезонности. Для рынка парикмахерских услуг это особенно важно. И весна, которая наступила на европейской территории России в этом году с существенным опозданием, задержала ожидаемое сезонное повышение спроса на все услуги сектора. Но уже сейчас, с приходом теплой погоды, мы можем наблюдать существенное оживление по всем основным направлениям оказываемых услуг. Нельзя не учитывать весенне-летний ажиотаж спроса на парикмахерские услуги, связанный с большим количеством свадеб и выпускных, — сообщил «Фонтанке» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. — Также немаловажным фактором, влияющим на активизацию рынка, стало завершение переориентирования логистических цепочек и переконтрактовки на поставку необходимых расходных материалов. Сейчас в этом отношении ситуация по большей части стабилизировалась.
По словам Ляльи Садыковой, проблема нехватки персонала на рынке существует уже не первый год — с начала пандемии ситуация не изменилась. Однако «коронавирусный» тренд на то, что мастера уходят из салонов в пользу работы на дому, не наблюдается. Им нужна стабильность в условиях, когда многие бренды ушли с маркетплейсов, заблокирован Instagram*, который был основным источником потока клиентов как у салонов, так и у мастеров.
Как следует из материалов hh.ru, количество резюме в сфере «Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты» сезонно падает с марта по июнь-июль и возрастает к октябрю. При этом сайты — агрегаторы услуг, наоборот, фиксируют рост анкет всевозможных мастеров. Количество размещенных объявлений в сфере красоты на «Авито» в мае 2022 года выросло на
Сейчас на «Авито» около 5,4 тыс. предложений о маникюре и педикюре. Сами мастера скромно просят за свои услуги в среднем тысячу рублей, оговаривая детали в личных сообщениях. Медианная зарплата, предлагаемая работодателями, по данным «Авито Работа», в мае 2022 года в Петербурге составила 50 тыс. рублей. Это значит, что половина специалистов в городе получает меньше, половина — больше.
Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»
* Instagram запрещен в РФ; принадлежит корпорации Meta**, которая признана в РФ экстремистской.
** Meta признана в РФ экстремистской.