Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Рынок не резиновый. Резкий рост цен на автомобильные шины подстегивается дефицитом

Рынок не резиновый. Резкий рост цен на автомобильные шины подстегивается дефицитом

67 974
Источник:

Положение дел на рынке автопокрышек участники деликатно называют «турбулентность». Под это определение попадает и кратный рост цен к прошлому году, и дефицит в отдельных сегментах, и сокращение спроса. Если всё так и пойдет, недалеко до забытого с 90-х воровства колес на стоянках.

Сезон смены зимней резины на летнюю в Петербурге случился в самый разгар крупнейшего геополитического кризиса за последние 70 лет. Те, у кого не осталось с прошлого года старых покрышек, тоскливо перебирают на сайтах остатки и уже соглашаются на такие варианты, которые еще год назад казались экстремальными.

«Фонтанка» при помощи архива Интернета нашла цены на одни и те же шины (по размеру, марке и модели) в одних и тех же магазинах сейчас и год назад. Принимая во внимание, что все эти цифры надо умножать на четыре, можно констатировать: быть автомобилистом в этом году стало заметно дороже. В зависимости от размера колес увеличение трат могло составить от 7–8 тысяч для небольших городских машин до 20–30 тысяч для внедорожников.

Пять эмоциональных стадий — от отрицания, гнева и торга до депрессии и принятия — автолюбитель проходит дня за два. И либо выкладывает вдвое больше, чем планировал, за привычный бренд, либо открывает для себя прекрасный мир российско-белорусской шинной индустрии. Китайское уже гораздо дороже.

Найти зависимость, почему что-то подорожало больше, а что-то меньше, не получается. Если раньше какая-нибудь «Кама» или «Белшина» находили покупателя лишь среди самых прижимистых обладателей максимально бюджетных авто, то сейчас их продукцией интересуются и менеджеры среднего звена с довольно свежими иномарками. Однако как раз на них в относительном исчислении цены и выросли больше всего. Если раньше эти две марки можно было искать по ценам в районе 1,8–2 тысяч рублей за штуку даже в размере 15–16 дюймов, то теперь они начинаются уже от 4–4,5 тысяч.

Да «Каму» практически и не найти уже в популярных размерах, разве что собирать по одной-две штуки по разным магазинам. «Белшина» также есть лишь в теории — заказы на нее принимаются, но велик шанс, что в последний момент шин не окажется или же продавец попробует подсунуть неликвидные в марте «всесезонки» — без шипов же. Противоестественный дефицит продавцы напрямую связывают с тем, что целевая группа этих марок резко расширилась. Если раньше на свой условный «Поло Седан» или «КИА Рио» уважающий себя петербуржец брал только иностранные бренды, то теперь охотно соглашается и на «белоруса». Так за счет имиджевых потерь удается сохранить прежний объем трат на «резину». Разумеется, резкого наплыва таких экономных водителей дистрибьюторы не ждали, и обеспечить весь спрос не удалось.

По пути между стадиями принятия можно вспомнить, что под Петербургом работает большой — один из крупнейших в Европе — шинный завод финской Nokian Tyres. И он делает две продуктовые линейки: для тех, что побогаче, — Hakka, для более скромных — Nordman. Именно за счет второго в последние годы многие рачительные автомобилисты находили зыбкий баланс между престижем и экономией. К примеру, самые простенькие Nokian Nordman SZ2 еще год назад можно было найти в городских магазинах по 3 600 рублей за штуку (в популярном размере 205/255/16).

Однако цены на шины стали расти еще осенью. На всеволожском заводе Nokian Tyres объясняли, что в связи с ослаблением курса рубля, удорожанием сырья и материалов, а также ростом стоимости транспортировки сырья и готовой продукции по отдельным брендам ценники могут меняться на 20–25 %. Сейчас, для понимания, эти колеса практически нигде не найти (много где осталось по 1–2 колеса), а там, где есть, цена начинается от 6 400 рублей.

В разговоре с «Фонтанкой» представители завода категорически заявили, что не будут комментировать сейчас ни цены на сами шины, ни стоимость сырья, — из-за «высокой турбулентности» на рынке. Зато подтвердили, что завод всё же продолжает работать и производить колеса для российского рынка. По нынешним временам уже это — хорошая новость.

Куда серьезнее всё обстоит для обладателей колес от 17 дюймов и больше. Тем, кто захочет уложиться хотя бы в 10 тысяч за штуку, придется открывать для себя доселе неизведанные марки: Windforce, Ovation, Boto, Arivo. Это всё Китай. Есть еще российский Viatti — производства «Нижнекамскшина». Всеволожский Nordman — это уже больше 12 тысяч. Тем, кому нужен 18-й размер, к примеру, 235/60/18, китайские марки — это уже от 10 тысяч. А если самое недорогое от более-менее понятного производителя, да еще и целым комплектом, — это Dunlop уже за 18 тысяч. Столько же — Nokian Nordman S SUV. Далее всё уже заметно больше 20 тысяч.

То есть потратить 100 тысяч рублей на новую резину — это для обладателей нормального размера внедорожников стало суровой реальностью. Разумеется, их владельцы никогда и не могли рассчитывать на совсем уж бюджетные варианты, но тот же Dunlop SP Sport Maxx 050+ 107W XL в размере 235/60/18 многие, в том числе архив Интернета, помнят по куда более скромной цене — 7 300. Те самые, которые сейчас по 18 500 за штуку. А Nokian Hakka Black 2 SUV, которые в этом же размере еще год назад продавались по 8 600, теперь стоят все 24 400.

Примечательно, что сейчас сложилась парадоксальная ситуация: зимние шипованные шины стоят дешевле актуальных летних. Ведь зимние закупались еще с осени — по старым ценам и в другой геополитической ситуации, объясняют продавцы. Возможно, когда ажиотаж спадет, чуть проще будет купить и летние. Тем более что на рынок сейчас выходит гораздо меньше новых машин — весь прошлый год, и тем более сейчас, продажи снижались. Однако велик шанс, что многие привычные бренды водители теперь увидят не скоро.

Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
45
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях